Как составить бизнес план

Бизнес-план – инструмент бизнеса, необходимый для успешной работы организации.

Грамотно составленный план является прогнозным документом для успешного развития и функционирования компании в ближайшей перспективе.

Бизнес-план или инвестиционный план – серьезный документ, от которого зависит будущее компании. Поэтому подходить к его составлению следует очень ответственно. Представим основные ошибки при составлении инвестиционного плана, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние организации.

  1. Слишком оптимистичный прогноз . В изменчивых рыночных условиях трудно реально ценить возможные доходы, однако попытаться стоит. Лучше составить три сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный – это убережет от переоценки финансовых возможностей. Для этого необходимо провести качественный всесторонний маркетинговый анализ рынка.
  2. Отсутствие системы планирования затрат на ближайшую перспективу. В бизнес-плане необходимо учитывать все виды расходов. Большинство предпринимателей уделяют много внимания единовременным затратам, напрочь забывая о текущих (оплата банковских операций, связи, выезды к поставщикам и т.д.). Из-за этого, столкнувшись с дополнительными тратами, в уже работающей организации возникают убытки, чреватые отсутствием денег на развитие фирмы.
  3. Недооценка времени реализации . При разработке бизнес-плана учитываются ближайшие 3-5 лет. Как правило, успешный проект окупается за первые три года, однако при реализации могут возникнуть обстоятельства, которые затянут процесс окупаемости: получение разрешительной документации, сроки поставки материалов и т.д. Чтоб избежать этого, необходимо предусмотреть сроки с возможностью увеличения либо рассчитать проект на три года с разбивкой по месяцам.
  4. Некачественный расчет потребности в оборотных средствах . Производится расчет запасов, оборудования, средств на заработную плату и прочее, однако не учитывается резерв денежных средств, который может потребоваться при задержках платежей от покупателей.
  5. Недостаточная проработка рисков . Данный пункт является самым важным, поскольку риски могут привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до банкротства фирмы. Минимизировать их возможно на этапах проработки плана, до предварения его в жизнь.

Существующие стандарты бизнес планирования

Бизнес-план – это документ, а значит, он имеет определенные стандарты и требования. Сегодня есть три стандарта планирования:

  • KPMG;
  • UNIDO.

KPMG

KPMG – сеть консультационных компаний, предоставляющих услуги в области аудита.

Специалисты фирмы составляют бизнес-план по собственному образцу, который включает следующие пункты:

  • титульный лист;
  • положение о конфиденциальности данных;
  • общее описание проекта;
  • продукция (услуги);
  • анализ отрасли;
  • анализ целевых рынков;
  • стратегии продвижения;
  • управление;
  • финансовый анализ;
  • приложения.

Описание, или резюме , включает в себя короткий обзор плана, раскрывает сущность предлагаемых услуг, миссию и цели организации.

Раздел «Продукция» включает в себя характеристику предлагаемых товаров или услуг, а также представляет сопутствующие продукты, способные принести прибыль или повысить имидж организации в глазах потенциальных клиентов.

Анализ отрасли и рынка проводится с целью выявить потребность в услугах организации. Он включает демографический анализ, анализ конкуренции и SWOT – анализ. Такие аналитические инструменты позволяют выявить возможности и угрозы рынка, а также определить возможные стратегии поведения.

В разделе о целевых рынках необходимо указывать целевую группу потребителей, географический рынок, методы ценообразования.

Также составляется финансовый план , включающий определение точки безубыточности, показателей эффективности проекта и рисков. В данном стандарте риски учитываются количественно в рамках последнего пункта бизнес-плана.

Еще одним принятым стандартом является структура бизнес-плана, предложенная банком реконструкции и развития в Европе (ЕБРР) . Этот банк является инвестиционным механизмом, поддерживающим рыночную экономику стран Центральной Европы и Азии.

Данная организация является крупнейшим инвестором в Европе и привлекает множество иностранных инвестиция для развития регионов и градообразующих предприятий и производств. ЕБРР взаимодействует с государственными институтами и создает более благоприятный климат для предпринимателей на рынке. Кроме того, структура плана, предлагаемая данной фирмой, несколько упрощена.

Первые три пункта такие же, как в первом варианте, а с четвертого внесены изменения:

  • предприятие;
  • проект;
  • финансирование;
  • приложения.

В пункте «Предприятие» указывается история развития компании, и ее состояние на текущий момент, информация о собственниках, персонале фирмы, а также текущие финансовые показатели и кредиты.

В «Проекте» указываются данные маркетинговых исследований, анализ рынка и конкурентоспособности, а также описание производственных и технологических процессов работы. Здесь же приводится финансовый план проекта и экологическая оценка (для производственных компаний).

В финансировании рассчитывается график погашения кредита, возможность залога и поручительства, риски проекта.

Приложения – серьезный раздел, поскольку включает весь иллюстративный материал бизнес-плана и расчет важнейших показателей. Количество приложений – не ограничено, в то время как бизнес-план должен быть очень лаконичным и не содержать теории, а только практическое описание предприятия.

UNIDO

Еще одной компанией, разработавшей стандарты бизнес-планирования, является United Nations Industrial Development Organization или UNIDO . Компания борется за индустриальное развитие отстающих стран.

Исходя из ее стандартов, бизнес-план включает следующие пункты:

  • резюме или введение;
  • описание отрасли и предприятия;
  • описание услуг и товаров, сопутствующих услуг;
  • продажи и маркетинговые мероприятия;
  • план производства;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • оценка эффективности проекта;
  • риски компании и гарантии для инвесторов;
  • приложения.

Данная технология признана наиболее распространенной, поскольку включает все необходимые пункты, четко обозначает отличия одного от другого и производит полный расчет эффективности и рисков проекта.

Основы бизнес планирования изложены в следующем видеоматериале:

Структура документа

Как видно из методик, структура бизнес-плана может иметь вариации.

Жестких методик не существует, но примерное содержание плана обязательно должно включать несколько основных пунктов:

Структура документа

  • резюме или вступление;
  • краткая характеристика предприятия и рынка;
  • описание нового продукта (услуги);
  • маркетинговый план;
  • производственный план;
  • организационный план,
  • финансовый план;
  • расчет эффективности проекта и точки безубыточности;
  • анализ рисков.

Заканчивается любой план заключением о целесообразности реализации проекта. При предоставлении плана будущим инвесторам особый упор стоит делать на краткую характеристику продукта или услуги, востребованность, расчет финансовых показателей и эффективности проекта. Также обязателен расчет рисков, поскольку в современной экономической ситуации необходимо предусматривать возможности и угрозы.

Как правильно составить Обзорный раздел (резюме)

Резюме проекта представляет собой краткое изложение всего бизнес-плана и обязательно включает в себя таблицу с основными показателями по проекту.

На эту часть в первую очередь обращают внимание инвесторы, поэтому здесь необходимо отразить суть идеи, ее достоинства, требуемые инвестиции, показатели эффективности проекта и срок окупаемости. Стоит указать гаранта окупаемости средств и размер собственных инвестиций в проект.

Резюме составляют после написания всего плана: только в этом случае получится отразить все необходимые пункты. Размер резюме не должен превышать 2-3 листов формата А4.

Что должен включать раздел Описание предприятия

Данный раздел должен включать в себя основные сведения о предприятии . Если компания уже давно работает на рынке, то необходимо предоставить финансовый анализ деятельности за последние 3 года, с расчетом коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и банкротства.

Необходимо четко обозначить цели бизнеса, владельцев и организационную структуру предприятия. Стоит привести штатное расписание и определить планируемую долю на рынке. Тут же можно описать достижения компании.

Также нужно охарактеризовать отрасль полностью: существующие рынки, возможности компании по выходу на них, перспективы развития отрасли и ее состояние в текущий момент. Раздел должен быть положительным, поскольку в отрасль, которая не развивается, инвесторы не будут вкладывать средства.

Составление раздела Описание производимой продукции

В данном разделе дается четкое структурированное описание достоинств нового продукта или услуги . Описываются особенности новинки, отличие от конкурентной продукции. Желательно построить матрицы конкурентных сил и привести конкурентоспособность в цифрах.

Также указывается особенности производственного цикла, инновационные методы производства. При всем этом раздел должен быть абсолютно понятен человеку, не разбирающемуся в особенностях производства. Необходимо указать, что технология может развиваться, а свойства продукции или характеристики услуги в будущем будут улучшены.

Раздел Анализ рынка

Анализ рынка – важнейший раздел бизнес-плана наряду с расчетом показателей эффективности и анализом рисков.

Данный раздел может носить название «маркетинговый план».

В таком плане необходимо описать, почему потребитель выберет продукцию именно проектной компании. Здесь же указываются результаты проведенных исследований рынка, строятся диаграммы и графики по данным анкетирования потенциальных покупателей, приводится план рекламных мероприятий, с полным расчетом затрат на маркетинговые мероприятия на ближайшие 3 года.

Содержание раздела Производственный план

Данный пункт включает в себя сведения о производственном цикле предприятия . Приводится технология и особенности производства нового продукта, данные о поставщиках и подрядчиках при строительстве новых помещении и цехов.

Производится сравнительный анализ поставщиков, приводятся оптовые цены, по которым планируется закупать сырье. Также рассчитывается себестоимость производства продукта, планируемые сроки поставки произведенного продукта в продажу, а также точные сроки производственного процесса по этапам.

Как грамотно написать Финансовый план

Финансовый план является самым объемным разделом. Здесь приводятся данные о затратах на реализацию проекта, возможные прибыли, доходный план в оптимистичном, реалистичном и пессимистичном сценариях. Также производится полный расчет показателей эффективности проекта.

Для грамотного составления финансового плана необходимо четко структурировать данные, а расчеты производить в таблице, поскольку инвестору так легче воспринимать материал.

Обязательными к расчету являются следующие показатели:

  • чистый дисконтированный доход (NPV);
  • индекс доходности (PI);
  • внутренняя норма доходности (IRR, %);
  • модифицированная внутренняя ставка доходности (MIRR, %);
  • период окупаемости (РР);
  • дисконтированный период окупаемости (DPP);
  • средневзвешенная ставка рентабельности (ARR).

В бизнес-плане обязателен расчет всех этих показателей. Можно производить его в специальных расчетных программах, однако в самом документе технологию расчета лучше расписать, чтобы у инвестора была возможность при необходимости проверить данные.

В конце финансового плана производится расчет рисков проекта . Сегодня существует множество методик расчета, и необходимо выбрать одну из них, исходя из специфики отрасли, в которой работает предприятие. Риски стоит высчитать количественно и занести в таблицу. Обязательно указать уровень возможной инфляции.

Плана сбыта

План сбыта должен быть основан на реальных исследованиях предпочтений потребителей . Для этого разрабатываются анкеты и проводятся опросы потенциальных клиентов. Обязательно указывают основные каналы сбыта, которых должно быть не менее трех.

Другие разделы

Одним из необходимых разделов бизнес-плана является организационный план , который включает в себя данные о разработчиках документа, сведения о команде топ-менеджеров. Здесь приводится организационно-правовая форма предприятия, указываются ее плюсы и путь оформления.

Организационный план должен содержать информацию о взаимодействии подразделений в период производства продукции, взаимодействие с поставщиками, потребителями, органами власти. Также здесь обязательно должно быть указано обучение сотрудников, повышение квалификации, требования к уровню образования.

Заключительным разделом являются выводы по проекту . Стоит внимательно отнестись к составлению данного пункта и сделать точные выводы по результатам исследования, ведь инвесторы обязательно обратят внимание на результат проведенной работы.

Общие правила оформления

Бизнес-план — важнейший документ для инвестора, и правильное его оформление значительно повышает шансы на успех.

Каких-либо конкретных требований к оформлению не существует, но шрифт должен быть хорошо читаемым, а разделы выделены полужирным начертанием.

Начинается оформление с титульного листа, где указывается название документа, данные компании, контактные сведения руководителей проекта. Проект обязательно должен иметь понятное содержание с указанием страниц, чтобы инвестор мог без труда найти нужный раздел.

Строги требования к содержанию таблиц. Обязательно нужно указывать номер таблицы. При этом нумерация может быть как сплошная, так и по разделам. После номера таблицы следует ее название, которое должно полностью отражать суть данных, иметь в содержании название организации и период. Обязательно указание единиц измерения .

Все таблицы, которые возможно разместить на 1 листе помещаются в тексте, большие таблицы переносятся в приложение, чтобы не загромождать текст.

Таким образом, бизнес-план — типичный документ для компании, которая хочет занимать устойчивые позиции на рынке . Ответственный подход к составлению такого документа практически на 100 % гарантирует успех предприятия и получение инвестиций на его развитие.

Подробности самостоятельного написания бизнес плана представлен в следующем видеоролике: