Построение учебного центра внутри компании: зачем, какой и как? Энциклопедия маркетинга Как организовать учебный центр на предприятии

Воспользуйтесь комплексом решений по массовому поиску и подбору персонала в одной услуге. Когда компании предстоит за небольшой срок набрать большое количество специалистов, привычная тактика рекрутинга оказывается бессильной. Рекадро представляет кандидатов уже со второго дня работы, организуя поток входящих кандидатов до 50 человек в день .

12% годового дохода специалиста...

  • Подбор / Executive search

    Рекрутмент. Подбор персонала.

    Качественный отбор. Собеседуйте тех, кем останетесь довольны. Вы экономите время, если общаетесь с кандидатами, которых мы уже подобрали для вас. По статистике - 95% кандидатов, которых мы рекомендуем клиенту, приглашают на собеседование, а 98% кандидатов проходят испытательный срок.

    15% годового дохода специалиста при под...

  • Обучение и развитие

    Тренинг-турнир «Сложные переговоры»

    Тренинг проводится в формате переговорного турнира – большого количества азартных и эмоциональных переговорных «схваток». Очень много живой «адреналиновой» практики. Участники получают моментальную обратную связь и рекомендации от тренера, «секундантов» и «жюри», видят свои ошибки и могут сразу «переиграть» ситуацию, изменив своё поведение.

    от 90 000 рублей

  • Обучение и развитие / Мобильное обучение

    Skillary — платформа мобильного обучения для роста бизнес-показателей

    Насколько вырастут продажи в вашем бизнесе, если каждый сотрудник начнет продавать на уровне тройки лучших? С нами вы без труда создадите видеобиблиотеку лучших практик от самых успешных сотрудников и обучите этому всех остальных!

    от 12 000 рублей в месяц

  • Обучение и развитие

    «Отдел продаж как автомат Калашникова: как продавать без скидок и откатов»

    Почему способных продавцов находить трудно, а терять - страшно? Почему они звонят только постоянным клиентам, а поток новых - иссяк? Почему дорогой тренинг был бесполезен, а внедрение CRM заглохло из-за сопротивления сотрудников? В конце концов, Почему, увольняясь, продавец «увёл» и клиентов? Да потому что ваш отдел продаж организован по устаревшим принципам прошлого столетия

    от 90 000 рублей

  • Обучение и развитие / Тренинги и семинары

    Техника продаж в торговом зале

    Тренировать продавцов розничной сети полезно всегда! Польза от тренингов есть и для новичков, и для "старичков"! Однажды мне довелось участвовать в эксперименте среди продавцов "звездного" магазина М.Видео, где средний стаж продавца был 3,5 года в данном точке, и это сказалось на рейтинге магазина в отрицательную сторону. А все потому, что обучение по продажам они проходили только один раз - при приеме на работу! Эксперимент заключался в том, чтобы проводить раз в неделю перед началом работы часовой блок по технологии продаж, и результатом стал взлет в рейтинге на 3-4 пункта вверх еженедельно!

  • Множество людей по ходу своей жизни переучивается на другие специальности, так как у них появляется возможность заработка в какой-то сфере. Перед открытием своего учебного центра вам потребуется определиться с теми специальностями и курсами, которые у вас будут преподаваться.

    Для людей, которые не могут найти работу по специальности, а также для тех, кто хочет приобрести новые знания, небольшие учебные центры являются хорошим выходом из ситуации, когда работа нужна срочно, а долгие годы тратить на обучение поздно или не по средствам. Краткосрочные курсы позволяют таким людям приобрести основы знаний по предмету или освоить, смежную с основной, специальность. Указанные обстоятельства делают услуги таких небольших учебных центров весьма востребованными, а, следовательно, и деятельность этих учебных заведений способна приносить своим владельцам довольно ощутимые доходы.

    Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.

    В перечень документов для лицензирования бизнеса учебного центра входят:

    Заявление с указанием образовательных программ;
    - сведения об укомплектованности и достаточности преподавательского персонала для обучения заявленного количества обучаемых;
    - сведения о наличии подобающего ведению образовательной деятельности помещения;
    - сведения об обеспеченности заведения учебно-методической литературой по каждой из заявленных программ и материально-техническом оснащении;
    - сведения о педагогических работниках, которые будут курировать соответствующие образовательные программы;
    - сведения об учредителях и регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения.

    Поданные документы рассматриваются лицензирующим органом в течение одного месяца, по истечении которого принимается решение о предоставлении лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.

    В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

    Создание и открытие учебного центра.
    - Лицензирование.
    - Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
    - Создание обучающего сайта.
    - Создание материально-технической базы.
    - Поддержка и развитие учебного центра.
    - Аренда.
    - Оплата преподавателям и персоналу.
    - Продвижение учебного центра.
    - Добавление в лицензию новых профессий.
    - Совершенствование материально-технической базы.
    - Поддержка обучающего сайта.
    - Создание и корректировка новых программ обучения.


    Минимальный комплект оборудования для учебного центра включает:

    Проектор - $1 тыс.

    10 компьютеров - порядка $3-3, 5 тыс.

    30 столов - $1 тыс.

    20 стульев - $500

    Шкаф - $100

    Факс - $100

    Ксерокс - $200

    Учебная литература - $500

    Итого: около $6,5 тыс.

    Инвестиции в открытие учебного центра площадью 200 м2, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц, составляют порядка $13-15 тыс., срок окупаемости - 6-10 месяцев. Рентабельность вложений в среднем равна 30%.

    Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.

    Расходная часть состоит из следующих статей:

    Арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
    - оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
    - стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
    -заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
    - затраты на рекламу.

    Бизнес план учебного центра .

    Собственный учебный центр - современный вариант развития бизнеса. Это простое решение, которое потребует аренды помещения, подходящего под учебу, а также организации самого рабочего процесса. Но, прежде чем начать важно заняться мониторингом рынка.

    Для начала необходимо отметить, какие направления пользуются наибольшей популярностью, которых на рынке недостаточно и определиться с направлением. Так, сейчас существует тенденция к развитию языковых и различных программных курсов. И именно этими направлениями стоит заниматься.

    Важно добавить, что в детей родители чаще всего вкладывают больше. Поэтому, организовывая курсы необходимо выбрать направление, которое пригодится младшему поколению. Но, опять же важно просчитать наполненность отрасли.

    Выбираем преподавателей.

    Выбор хороших преподавателей станет ключевым решением в организации бизнеса. Так, желательно и самому браться за ведение уроков. А также подобрать команду специалистов. Их бывает сложно найти, ведь далеко не каждое направление развито на 100%. Особенно если речь идет про компьютерные курсы. Стоит позаботиться про то, чтобы персонал был относительно молодым, подойдет средний возраст. А также имел достаточный опыт как теоретических, так и практических навыков.

    Найти хороших преподавателей можно через интернет или попробовать подобрать среди уже состоявшихся преподавателей другого центра. Иногда люди, имеющие высокую квалификацию в определенной отрасли, стараются разнообразить выбранное направление для работы или достигают пика своей карьеры. И приходят к решению делиться своими знаниями. Именно такие категории лучше всего подходят для преподавания. И именно их необходимо найти. Всего для старта лучше подобрать 2-3 человека преподавательского состава. Чаще всего оплата для них почасовая.

    На выплаты заработной платы стоит подготовить не менее 5 тыс. $ в месяц.

    Помещение.

    Для работы и организации учебного процесса необходимо взять в аренду несколько помещений. Это могут быть офисы в бизнес-центре. Для этого берется несколько комнат на 1 этаже. Одна из них станет под административные нужды, а другие - местом преподавания. Сами комнаты должны иметь свежий ремонт, современную и удобную мебель. Стоит создать максимально рабочую атмосферу. Для это стены красить в оттенки коричневого, желтого или зеленого. Стоит также минимальное внимание уделить аксессуарам и предметам декора. Ведь, в помещении ничего не должно отвлекать от рабочего настроения. Помещение должно отвечать нормам безопасности, санитарии и иметь средства для пожарной безопасности.

    Требования к помещению учебного центра.

    Ежемесячный оборот учебного центра - на уровне $10-15 тыс.

    Основной канал привлечения новых учеников это реклама в печатных СМИ. Затраты на рекламу составляют примерно 10% с оборота, т.е. около 1000 долларов в месяц.

    Сам учебный центр должен находиться в оживленной части города. Важно, чтобы к нему было комфортно добраться как своем автомобиле, так и существующими средствами передвижения. Желательно сделать офис примечательным со стороны дороги.

    В зависимости от арендуемых площадей, а их должно быть не менее 30 квадратов, стоимость аренды составит около 1,2 тыс. $.

    Оборудование и оснащение учебного центра.

    В качестве оборудования необходимо купить такие приборы:

    1. Компьютеры (лучше стационарные с высокой мощностью) - от 600 $;
    2. Принтер - от 400 $;
    3. Ксерокс - от 350 $;
    4. Ламинатор - от 200 $;
    5. Телефоны - от 300 $.

    Компьютеры необходимо будет закупить в количестве не менее 12 единиц, особенно если обучение будет идти по программам. Именно поэтому вложения в бизнес можно назвать достаточно высокими. Выбирая все современные и мощные устройства необходимо вложить не менее 6 тыс. $.

    Из оснащения важно подготовить столы и стулья, а также доску и проектор для преподавания. В самом административном помещении стоит позаботиться про другие офисные предметы мебели. Такие, как тумбы, полки и другое.

    В среднем, для организации работы учебного центра необходимо вложить около 10 тыс. $.

    Важно создать хорошую рекламу в интернете, ведь именно там потенциальные клиенты ищут куры для себя. И первое впечатление складывается при хорошо оформленном сайте. Важно регулярно заниматься ресурсом и создавать все условия для его выгодного продвижения. Также стоит подготовить печатную продукцию. Это могут брошюры, каталоги, визитки и другая оформленная информация, которая может быть интересна как потенциальным, так и уже состоявшимся клиентам. Сам офис необходимо оформить с улицы визитками и указателями. Стоит арендовать баннер для продвижения своих услуг, можно организовать раздачу листовок непосредственно на улице, сделать временную акцию на первый взнос новым клиентам, а также подобрать выгодные условия для продления курсов.

    Основные затраты.

    В группу основных затрат будет входить следующее:

    1. Зарплата преподавателей - 5 тыс. $;
    2. Аренда помещение - от 1,2 тыс. $;
    3. Оборудование и оснащение - от 10 тыс. $;
    4. Реклама - от 1 тыс. $.

    Для создания собственного учебного центра необходимо собрать стартовый капитал в размере 20 тыс. $.

    Прибыль и период окупаемости.

    Ежемесячный доход учебного центра зависит от количества групп и продолжительности курсов. К примеру, если собрать по 2 группы для утренних и вечерних занятий. Их продолжительность будет составлять около 1,5 академических часа. Стоимость курса будет около 100 $, а заниматься будут 2 месяца. То при наполненности группы - 8-10 человек, месячный доход составит 4 тыс. $. Из них половина сразу уйдет преподавателям. А на долю компании останется всего 800 $. Этот вариант растянет период окупаемости на 1-2 года. Но, если сразу предложить несколько вариантов курсов и набрать не менее 6 групп в месяц, то период окупаемости пройдет за 5-6 месяцев.

    Клиенты и варианты развития.

    В зависимости от выбранного направления клиентами станут как взрослые люди, которые желают подтянуть себя в выбранном направлении. А также подростки или сами дети разного возраста. Стоит добавить, что для развития важно предлагать разные курсы и программы. А также проводить регулярный мониторинг рынка, что позволит подобрать варианты для новых предложений. Также стоит не забывать про идеи от зарубежных партнеров по данному направлению.

    Обучение - основа адаптации и развития, в широком смысле - основа выживания любой системы. Чтобы компания могла отстоять свое место на рынке и преуспеть в жестких условиях конкурентной борьбы, ее сотрудникам на всех иерархических уровнях необходимо активно заниматься самообразованием, перенимать опыт коллег, следить за инновационными действиями лидеров рынка.

    Компания «АЛЛО» работает в высокотехнологичной сфере - предоставляет услуги мобильной связи, поэтому ее руководители с самого начала существования компании видели в обучении и повышении квалификации персонала важнейшую составляющую конкурентоспособности.

    В зависимости от региональных особенностей, конкуренции и рынка рабочей силы нами использовались различные обучающие программы.

    Вначале, ориентируясь на подготовку и дополнительное обучение управленцев высшего и среднего звена, мы привлекали внешних тренеров. Но затем пришли к выводу, что в рамках общей стратегии компании, позиционирующей себя как продавца-эксперта в новейшей отрасли, в обучении нуждается весь персонал. Три года назад в компании произошел курьезный случай: болела секретарь Совета директоров, подменить ее пригласили продавца одной из торговых точек. Руководитель попросил девушку сделать переадресацию звонка по мобильному телефону. Каково же было его удивление, когда человек, более года проработавший продавцом мобильных телефонов, не смог выполнить эту простейшую операцию! Вопрос о компетентности торгового персонала был поднят на самом высоком уровне.

    Собственный Учебный центр (УЦ) в компании «АЛЛО» был создан силами службы по управлению персоналом. Первым шагом в этом направлении стало изучение реального уровня квалификации исполнителей. Весной 2004 года была проведена первая аттестация торгового персонала: определялся уровень знаний товаров и услуг. Для того чтобы быть аттестованными, продавцам требовалось самостоятельно изучить предоставленные материалы. Результаты первой аттестации были не утешительными: только 65% сотрудников, участвовавших в ней, подтвердили свою квалификацию. Региональные различия в результатах показали, в каких филиалах обучению персонала уделялось внимание.

    Мы вышли с инициативой создать тренинг продаж для продавцов и подготовили для компании первую обучающую программу. Результаты показали высокую эффективность обучения персонала, поэтому было принято решение - обучить техникам продаж всех сотрудников розничных салонов нашей компании. Поскольку сеть магазинов «АЛЛО» представлена практически во всех городах Украины, пришлось начать «гастрольную жизнь».

    В ноябре 2004 года в службе по управлению персоналом был сформирован отдел по развитию персонала. В его штат вошла сотрудница, работавшая ранее продавцом и зарекомендовавшая себя как отличный специалист. В ее обязанности в качестве эйчара входили:

    • проведение аттестации торгового персонала;
    • разработка методических материалов для подготовки к аттестации продавцов;
    • обучение специалистов для работы на торговых точках;
    • проведение экзаменов.

    Когда через розничную сеть компании стали реализовывать новую группу товаров (цифровую технику - ЦТ), появилась необходимость переобучить персонал. В отделе развития персонала мы ввели новую должность - менеджер по обучению работе с ЦТ. Ранее этот сотрудник работал продавцом, кроме того прекрасно разбирался в ЦТ. Он организовал обучение персонала торговых точек, привлекая к этой работе по договоренности специалистов компаний-производителей. Затем он подготовил семинар по ЦТ и провел его в тех регионах, где уровень продаж ЦТ был неудовлетворительным. В результате обучения продавцы смогли лучше донести до покупателей знания о преимуществах этого вида техники, что в итоге привело к повышению уровня продаж.

    Еще один интересный проект УЦ - разработка и внедрение новых стандартов обслуживания клиентов в розничной сети. В стандартах мы обобщили опыт, накопленный в результате проведения большого числа тренингов по продажам в филиалах компании. Широкое привлечение персонала торговых точек к разработке новых стандартов очень облегчило их внедрение.

    В мае 2005 года УЦ компании «АЛЛО» как экспериментальная площадка HR-работы получил собственное помещение.

    Система подготовки продавцов

    В недавнем прошлом, до создания УЦ, основным методом подготовки продавцов в компании «АЛЛО» было наставничество. Система подбора и обучения персонала торговых точек включала несколько этапов:

    • отбор кандидатов на вакансии продавцов;
    • обучение и подготовка на торговой точке;
    • стажировка;
    • аттестация.

    Отбор кандидатов на вакансии продавцов. За отбор продавцов отвечал менеджер по подбору персонала, в некоторых филиалах - директор филиала.

    Обучение и подготовка на торговой точке. Продавец-ученик прикреплялся к наставнику (опытному сотруднику), а также получал методические материалы для самостоятельного изучения. Во время испытательного срока (в течение трех недель) он знакомился с организацией работы, с ассортиментом товара, развивал навыки продаж. По окончании испытательного (ученического) срока новый сотрудник сдавал экзамен директору группы филиалов (в центральном офисе) и переходил в категорию стажера.

    Работа ученика не оплачивается, поскольку его основная задача - обучение (компания несет расходы). Стажер начинает получать зарплату, когда допускается к самостоятельной работе и проводит продажи (компания получает доход).

    Стажировка. После успешной сдачи экзамена новый сотрудник - уже в качестве стажера - возвращался на торговую точку и продолжал обучение на рабочем месте под руководством своего наставника. Срок стажировки - один-два месяца, в зависимости от того, как повышалась квалификация продавца. После успешного завершения этого этапа сотруднику присваивается третья категория продавца-консультанта непродовольственной группы товаров.

    Стажер обязательно обучался - участвовал в тренинге продаж.

    Аттестация. Через шесть месяцев работы в качестве продавца сотрудник проходил аттестацию. В случае успешного ее прохождения он получал вторую категорию продавца-консультанта непродовольственной группы товаров. Через год после присвоения второй категории сотрудник получал возможность пройти аттестацию на получение первой (высшей) категории продавца-консультанта.

    До того времени, пока сеть компании состояла из 50 магазинов, система подбора и обучения персонала торговых точек вполне удовлетворяла потребностям компании.

    Но эта система подготовки продавцов имела ряд существенных недостатков , которые начали препятствовать развитию компании:

    • обучение на рабочем месте не было стандартизировано (различалось в филиалах);
    • сотрудники, назначенные наставниками, имели разную квалификацию; не всегда могли уделить ученику достаточное количество времени;
    • отсутствовало общее представление о необходимом уровне подготовки новых сотрудников (квалификационные стандарты);
    • достаточно часто возникали организационные «нестыковки» - новый сотрудник сдавал экзамен до того, как мог получить необходимые знания на тренинге;
    • в процессе обучения не уделялось внимания формированию чувства причастности к компании и «духа команды».

    Руководство компании поставило стратегическую цель - усилить конкурентное преимущество, связанное с высоким уровнем обслуживания покупателей. Для достижения этой цели необходим был качественно новый подход к обучению торгового персонала. Мы разработали стандартную корпоративную программу обучения, в результате чего недостатки прежней системы подготовки сотрудников удалось устранить.

    Цели и задачи Учебного центра:

    • обеспечение процессов реорганизации, роста компании в период интенсивного развития;
    • аккумуляция корпоративных знаний (управление знаниями, с одной стороны, затрудняет для конкурентов возможность копировать успешный опыт, с другой - уменьшает зависимость компании от конкретных сотрудников - носителей технологии продаж; снижает потери, связанные с их возможным переходом на другое место работы);
    • повышение прибыльности компании за счет эффективности работы ее сотрудников;
    • создание и поддержание позитивного имиджа компании (в том числе и как работодателя);
    • развитие корпоративной культуры;
    • разработка и внедрение системы обучения и развития персонала;
    • оптимизация расходов на обучение и повышение эффективности обучающих программ

    Создание Учебного центра

    Для того чтобы УЦ начал работу, необходимо было решить следующие задачи:

    • создать техническую базу учебного центра в соответствии с планируемым количеством обучающихся;
    • разработать новые и скорректировать существующие документы и процедуры, регламентирующие учебную работу;
    • составить смету первоначальных инвестиций, необходимых для реализации проекта;
    • рассчитать бюджет УЦ;
    • разработать программы подготовки для различных категорий персонала;
    • определить необходимую численность персонала УЦ, составить штатное расписание;
    • перевести УЦ на семидневный график работы в неделю.

    Новые сотрудники приступают к работе только после того, как пройдут необходимую подготовку. Это, с одной стороны, гарантирует защиту компании от непрофессиональных действий новичков, с другой - позволяет вооружить знаниями молодых сотрудников, помогает им быстрее адаптироваться в коллективе.

    Первая группа учеников приступила к обучению 11 июля прошлого года. Преимущества новой системы обучения проявились сразу.

    Предложенная нами концепция подготовки специалистов соответствовала стратегическим целям развития компании, все учебные программы были адаптированы к ее потребностям. Комплексный подход к обучению сотрудников позволяет нам получить «на выходе» компетентных специалистов; процесс обучения стал целостным.

    В УЦ действует пять программ подготовки по следующим специальностям:

    1. Эксперт по продажам.
    2. Администратор торговых точек.
    3. Директор филиалов.
    4. Эксперт медиа-центров компании.
    5. Приемщик сервисных центров.

    В 2006 году мы планируем удовлетворить потребности компании «АЛЛО» в подготовленных работниках за счет обучения по собственным программам (рис. 1 ). В дополнение к базовому циклу обучения многие наши сотрудники прошли обучение по целевым программам, все работники регулярно повышают уровень своей квалификации.

    Большую часть заявок на обучение, безусловно, дает направление розничной торговли, однако задача УЦ - удовлетворение потребности в обучении сотрудников всех направлений работы компании. Все больше заявок поступает от руководителей и специалистов различных подразделений на участие в специализированных программах (сейчас, например, актуальными для нас являются темы «Управление сервисом», «Проектный менеджмент»). Мы создаем новые тренинги и самостоятельно, и с помощью внешних консультантов.

    УЦ участвует в создании интеллектуальной собственности компании - мы разработали пакет документации, полностью описывающей учебный процесс, включая концепцию, миссию, цели, стратегию, позиционирование; планы работы; планы маркетинговых исследований; организационную структуру; должностные инструкции и мотивационные схемы; учетные формы и описание процедур, нормативов, требований и подходов; шаблоны договоров; согласование политик филиала с процедурами материнской компании; методические и информационные материалы. Значительным достижением HR-дирекции компании «АЛЛО» мы считаем комплект курсов и современные, хорошо оборудованные классы. Это результат большого труда работников отдела по развитию персонала, воплощенный в реальной работе по повышению квалификации наших сотрудников.

    По мере развития учебного центра мы планируем разработать и внедрить комплект дистанционных курсов, соответствующее программное обеспечение.

    В настоящее время штат отдела по обучению персонала небольшой, и для преподавательской и тренерской работы мы все чаще привлекаем руководителей и специалистов различных структурных подразделений компании. Некоторые из них прошли обучение как бизнес-тренеры, освоили активные методы обучения взрослых людей. Задачей отдела по развитию персонала также является качественная подготовка тренеров из числа сотрудников компании.

    Оценка эффективности системы обучения и развития

    Мы выделяем четыре уровня оценки эффективности системы обучения и развития (CОиР):

    I. Оценка эффективности обучающих программ участниками, их руководителями.
    II. Оценка результатов обучения: знаний, умений и навыков; установок, личностных особенностей.
    III. Оценка поведения на рабочем месте и выполнения работы .
    IV. Оценка общеорганизационных эффектов обучения (изменений корпоративной культуры, психологического климата в коллективе и т. п.).

    Ниже приведена таблица , в которой указаны методы оценки эффективности обучения на каждом из уровней.

    Методы оценки на разных уровнях СОиР

    Уровни оценки

    Методы

    I. Уровень отношений
    • Анкетирование
    • Собеседование с участниками, руководителями и прочими заинтересованными лицами
    • Получение обратной связи в конце тренинга
    • Неформальные оценки участников
    • Учебные дневники
    • Тренерский отчет (субьективная оценка тренером)
    II. Знания, умения и навыки (ЗУН)
    • Профессиональные тесты
    • Практические задания
    • Ситуативные методы диагностики
    • Экспертная оценка (интервью, метод «360 о ») в ходе оценочной процедуры экзамена
    • Психодиагностические методики
    III. Рабочее поведение
    • Наблюдение на рабочем месте (скрытое, открытое)
    • Оценка клиентов
    • Оценка показателей деятельности: производительности, качества, жалоб клиентов
    • Экспертная оценка (дается компаниями-производителями товаров, которые мы продаем)
    • Метод критических инцидентов (анализ поведения в экстремальных случаях)
    IV. Общеорганизационный уровень
    • Опросы
    • Интервью
    • Метод критических инцидентов

    Для практиков самыми важными оценками эффективности обучения являются оценки III уровня. Сотруднику может очень понравиться проведенный тренинг, он сам может много знать и уметь, но на практике не применять свои знания, быть грубым с клиентами и т. д. В то же время уровни I, II и IV являются необходимой предпосылкой для того, чтобы обеспечить желаемое поведение сотрудника на рабочем месте.

    Для проверки реального поведения продавцов мы используем методику «Таинственный покупатель». Отметим, что, согласно полученным результатам применения этой методики в целом по сети, наши продавцы показывают высокие результаты при работе с клиентами, знают и применяют на практике корпоративные стандарты обслуживания покупателей. Но в области обслуживания нет пределов совершенству, и в этом плане всегда есть над чем работать.

    Сейчас Учебный центр группы компаний «АЛЛО» готовится к встрече знаменательной даты - нам скоро исполнится один год. Мы достигли хороших результатов, но предстоит сделать еще очень многое.

    Следующим этапом развития нашего учебного центра станет организация дистанционного обучения: через интернет, видеоконференции и пр. Такая форма работы имеет неоспоримые преимущества: это удобно для сотрудников, поскольку позволяет им на 35–40% сэкономить время, и для компании, так как сокращает расходы, связанные с командировками и использованием учебных помещений. Участие преподавателя необходимо в процессе передачи знаний, и именно дистанционная форма обучения позволяет использовать тренерское время с максимальным эффектом.

    В перспективе мы планируем вывести УЦ на самоокупаемость.

    Статья предоставлена нашему порталу
    редакцией журнала

    Еще не так давно, в советское время, образовательный уровень человека не играл глобальной роли в его судьбе. Не было такой жесткой конкуренции на рынке труда, как сейчас, и даже не имея навыков, каждый имел возможность устроиться на работу и стабильно получать заработную плату. Причем обучаться многим профессиям могли прямо на месте своей занятости. За это еще и платили!

    На тот момент большинство даже и подумать не могло о том, что настанут времена, когда необходимо будет иметь не одну специальность, а даже две или три, и что в условиях постепенной трансформации экономики некоторые профессионалы окажутся просто-напросто не у дел. Раньше никто не задавался вопросом, как открыть учебный центр, и не догадывался, что на обучении можно построить очень доходный бизнес.

    В нынешние времена все кардинально изменилось. Сейчас работодатель предпочитает брать в свой штат уже готовые кадры, а тем более за обучение платить редко кто согласится. Понимая ситуацию, сегодня люди готовы вкладывать в знания хорошие деньги, причем не обязательно в образование детей, многие хотят повысить и свой уровень или же, приобрести в короткий срок новую профессию. Не у каждого есть возможность тратить долгие годы на дорогостоящее образование в вузах, поэтому бизнес, построенный на краткосрочном обучении, сейчас считается высокорентабельным и актуальным (если имеется правильно составленный бизнес-план), который на данный момент интересует многих инвесторов и предпринимателей.

    Важно отметить, что если у человека есть план открытия какого-либо негосударственного образовательного учреждения (НОУ), то следует знать, что такой бизнес подлежит обязательному лицензированию в органах по надзору в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации.

    Лицензирование обязательно должно входить в бизнес-план, так как без этой процедуры подобная деятельность будет считаться незаконной, и предпринимателя неминуемо ждут большие штрафные санкции.

    Данный процесс включает в себя предоставление необходимых документов в лицензирующий орган. Рассмотрение их происходит, как правило, в течение месяца, и если проситель соответствует определенным требованиям, то после этого принимается решение о выдаче лицензии. Налог выгодно платить в данном случае по упрощенной системе.

    Перечень необходимых документов для лицензируемого органа

    • Заявление, в котором необходимо будет указать, какие образовательные программы будут предоставляться в учебном центре.
    • Все сведения касаемо преподавательского состава, который должен соответствовать своей категории и иметь подтверждающие документы. Укомплектованность должна отвечать заявленному количеству будущих учащихся.
    • Документы, подтверждающие наличие соответствующего помещения для обучения и его план.
    • Сведения о том, что в наличии имеется необходимое техническое оснащение помещений и соответствующая учебно-методическая литература по каждой заявленной программе обучения.
    • Сведения о регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения с перечнем всего учредительского состава.

    Вернуться к оглавлению

    Какой нужен стартовый капитал, и от чего будет зависеть рентабельность

    Как видно из перечисленного выше, учебный центр должен быть оснащен специальным оборудованием, и поэтому у предпринимателя после подбора подходящего помещения (оно должно быть не менее 200 кв. м) в план должны входить расходы на приобретение необходимой мебели, техники и так далее. Например, если предполагается открыть компьютерные курсы, то для этого необходимо будет купить такие предметы, как современные компьютеры, столы и стулья к ним, ксероксы, факсы и так далее.

    Если же есть план , основанный на обучении будущих парикмахеров, то в центре должны присутствовать совсем другие атрибуты: зеркала, специальные кресла, профессиональные фены и так далее. В этом случае необходимо будет закупить и расходные материалы (шампуни, лаки, расчески, ножницы), которые понадобятся для обучения именно профессии парикмахера.

    Другими словами, какой будет необходим стартовый капитал, в большей степени зависит от направленности обучающего центра и его объема. Бизнес-план перед началом своей деятельности прорабатывается строго в индивидуальном порядке каждым предпринимателем или инвестором, и точные цифры необходимого начального капитала назвать невозможно.

    За такой бизнес можно приниматься, имея на руках сумму примерно от 300 тысяч рублей. Актуальным учебный центр будет как в больших городах, так и в поселках, где сейчас катастрофически не хватает обучающего персонала. Бизнес-план рассчитывается исходя из того, что взятие в аренду подходящего помещения будет стоить в среднем от 1-2 тыс. рублей за 1 кв. м.

    НОУ можно открывать по нескольким направлениям обучения. Например, в него могут входить бухгалтерские, компьютерные и языковые курсы. Сегодня популярны такие направления, как обучение программе 1С, дизайн и верстка сайтов, изучение фэн-шуй и многие другие. На самом деле выбор направленности курсов в такой сфере неограничен, и в бизнес-план можно вносить дополнительные услуги по индивидуальному обучению даже в процессе работы центра. Такие дополнения могут меняться и от модных тенденций.

    Если пошла мода на хэнд мэйд, то можно открыть, например, курсы по изготовлению кукол. Обязательно необходимо следить за насыщением рынка труда различными профессиями. В случае переизбытка на нем какой-либо специальности, нужно будет отказаться от обучения на нее в своем центре и предложить населению более востребованный вариант.

    Следует учесть, чем больше учебное заведение предоставляет услуг, тем существеннее будет прибыль и, соответственно, тем быстрее оно окупится. В зависимости от вложенных средств, стоимости аренды помещения, от того, какой имеется маркетинговый план, и других факторов, такой бизнес примерно окупит себя за один-два года. Его рентабельность, как правило, составляет примерно 30% от вложенных средств.

    В результате изучения главы 6 обучающийся должен

    Знать:

    • - основные принципы создания и функционирования учебных центров
    • - технологии развития персонала в организации
    • - модели оценки эффективности образовательных программ

    Уметь:

    • - разрабатывать и внедрять систему обучения и развития персонала организации (ПК-9)
    • - применять на практике методы оценки эффективности системы обучения и развития персонала

    Владеть:

    • - навыками управления образовательным процессом в организации
    • - навыками разработки критериев эффективности обучения в целом и образовательных программ в частности
    • - методиками оценки эффективности обучения

    Основные особенности функционирования учебных центров в организациях

    Большинство руководителей считают, что вновь принятых сотрудников надо доучивать или переучивать. Экономический кризис поставил задачи не только общей экономии, в том числе человеческих ресурсов. Есть понимание необходимости создания эффективных и результативных систем, более гибких и ориентированных на реальные нужды компаний . Собственники и руководители предприятий работают в условиях, когда основные рынки товаров и услуг поделены, IT-технологии в реальности превышают потребности компаний и не нуждаются в частой смене и модернизации.

    Однако человеческий ресурс оказался наиболее уязвимым и менее управляемым, хотя подготовленный и постоянно развивающийся ресурс, люди способны обеспечить реальную конкурентоспособность компании. Значит, система подготовки персонала должна быть максимально соответствующей настоящему и будущему бизнеса.

    Успешная система подготовки кадров должна быть ориентирована на бизнес, соответствовать масштабу компании, этапу жизненного цикла организации. Система обучения должна быть интегрирована в бизнес-процессы. Корпоративная система обучения должна затрагивать не только развитие сотрудника, обладающего профессиональными знаниями и навыками, направленными на выполнение рабочих функций. Сейчас нужен специалист, отвечающий современным требованиям, гибкий, с мотивацией на развитие и самоизменение. Это значит, что внутри задач корпоративного обучения лежат профессионально-личные задачи.

    Если компания находится в конкурентных условиях относительно своего рынка и рынка труда, то у нее возникают предпосылки создания управляемой системы обучения, реализованной в форме учебного центра или корпоративного университета .

    Корпоративное обучение имеет проблемы в методолого-теоретическом обосновании, оснащении адекватными методами и инструментами. И это несмотря на существование длительной истории образовательной работы с персоналом внутри компании. Вспомним традиции обучения в дореволюционной России (примеры - Товарищество Ярославской Большой мануфактуры, фабрика А. А. Кар- зинкина в Ярославле), существование отделов обучения на советских предприятиях. Есть традиции корпоративного обучения и на заводах Европы и Америки (заводы Г. Форда в Детройте).

    Официальная история создания корпоративных университетов начинается с 1961 года, когда компанией Me Donald’s был создан «Hamburger University». Корпоративный университет - это деятельность или отдел, который стратегически ориентирован на интегрирование развития людей как индивидуальностей, включая их проявления в команде и в организации в целом, что осуществляется через следующие виды деятельности:

    • - развитие партнерских отношений;
    • - трансляция организационной культуры, фасилитация передачи содержания;
    • - направление усилий на формирование высококлассной руководящей команды.

    Функции корпоративного университета зависят от его предназначения, вместе с тем можно выделить его основные стратегические роли:

    • - управление развитием организации в сторону ее будущего развития и сохранение основных ценностей организации;
    • - управление инновациями, поддержка и продвижение организационных изменений.

    Есть точка зрения, что корпоративный университет и обучающий центр отличаются не только наименованием, но и по сути.

    J. С. Meister указывает на отличия в части целей и сходство в методах обучения (табл. 6.1).

    Таблица 6.1

    Основные отличия между корпоративным университетом и обучающим центром

    Обучающий центр

    Корпоративный университет

    Реактивный

    Проактивный

    Децентрализованный

    Централизованный

    Поверхностная функциональная информация

    Релевантная информация, связанная с бизнес-стратегией

    Формат аудиторного обучения

    Разнообразные форматы - виртуальные аудитории, компьютерное, сетевое, дистанционное обучение

    Не транслирует корпоративную культуру

    Транслирует корпоративную культуру

    Имеет структурированный формат - четкое начало и конец обучения

    Обучение на протяжении работы в течение жизни

    Основан на развитии навыков

    Развивает не только инструментальные навыки - лидерство, творческое мышление, решение задач и пр.

    Увеличение на работе дополнительных навыков

    Улучшение выполнения самой работы

    Действует как одна из функций центрального аппарата компании

    Действует как самостоятельная бизнес- единица

    Корпоративный университет прежде всего связан с ключевыми стратегическими направлениями деятельности компании; обучение в нем строится на сложных и детально разработанных моделях компетенций; основной задачей является формирование общего видения у сотрудников компании. Корпоративный университет выполняет функции лаборатории для создания и трансформации индивидуального обучения в общем организационном знании.

    С другой стороны, система внутрифирменного обучения, реализуемая в подразделении, называемом «учебный центр», по сути является корпоративным университетом, выполняя его функции и отвечая задачам стратегического развития персонала.

    Есть российский опыт создания и функционирования корпоративных университетов. Первыми появились университеты в компании «Вымпелком» (сотовая связь), «Северсталь» (сталелитейный холдинг), «Норильский Никель», «МИАН» (сеть книжных магазинов «Буквоед»), Относительно небольшие российские компании на меньших ресурсах также создают корпоративные университеты, создавая системы обучения персонала для целей развития компании в целом.

    Стремительный рост компании, находящейся на пике своей активности, также приводит к идее создания собственного учебного центра, особенно если необходимо проводить массовое и цикличное обучение.

    Для создания центров обучения может быть несколько причин.

    • 1. Быстрый рост и развитие компании. Это может быть открытие филиалов или рост сети (пример - открытие новых супермаркетов, когда необходимо обучать большое количество разного персонала, передать стандарты обслуживания клиентов).
    • 2. Активная ротация персонала. Это может быть связано с интенсивным развитием компании, необходимостью перемещения сотрудников, не обладающих обширными навыками.
    • 3. Дефицит рабочей силы. Ощущаемый на рынке труда недостаток рабочей силы влечет необходимость подготовки необученного, неподготовленного персонала.
    • 4. Высокая текучесть персонала. Низкая квалификация сотрудников определенной категории, сопровождаемая низкой заработной платой, влечет необходимость постоянного обучения.
    • 5. Необходимость непрерывного повышения квалификации при условии высокой рыночной конкуренции, развитие и совершенствование ключевых профессиональных компетенций.
    • 6. Наличие в компании корпоративных стандартов. Наличие профессионального бренда (чаще всего проявляемого в обслуживании клиентов), отличительных форм поведения, закрепленных в компании, требует освоения их новичками и поддержания давно работающих сотрудников.
    • 7. Наличие разветвленной сети, холдинговая структура. Это стимулирует обучение большого количества разнородного персонала, не только обучение формам поведения, но и трансляция корпоративных ценностей, единых стандартов, влияние на идеологическое объединение подразделений.

    Компании проходят ряд этапов при создании центра обучения в организации.

    • 1. Формулировка целей компании относительно обучения (уточнение кадровой внешней и внутренней политики, соотнесение производственной стратегии со стратегией относительно персонала), проектирование основных результатов.
    • 2. Определение ключевой категории персонала, нуждающейся в первоочередном обучении (выделение персонала, который в первую очередь демонстрирует имидж компании, или оказывает влияние на работу персонала, или обеспечивает значимые процессы в компании).
    • 3. Определение направления обучения (переподготовка, повышение квалификации), знаний, навыков. Это происходит на основе оценке уровня подготовленности и уровня перспективности персонала.
    • 4. Определение временных, финансовых, кадровых затрат и «проходимости» учебного центра.
    • 5. Определение форм, способов и методик обучения.
    • 6. Обеспечение организационных условий - помещение, мебель, учебные материалы, дидактические материалы и оборудование.
    • 7. Подготовка преподавателей, тренеров, модераторов.
    • 8. Определение критериев обученности, введение методик сбора обратной связи и подсчета экономической обоснованности введения учебного центра.

    Именно такое движение разработок по этапам создания корпоративного обучения является правильным, так как позволяет двигаться от глобальных задач, не упуская тактические и оперативные. Идеологически проработанные вопросы развития персонала переводятся на уровень практической технологии. Далее должны следовать административные мероприятия, связанные с определением места отдела обучения в организационной структуре компании, создание штатных единиц, отвечающих за различные аспекты управления обучением персонала в компании.

    В качестве примера можно привести опыт работы компании «Мобильные ТелеСистемы» . Представим цикл корпоративного обучения, существующий в компании МТС.

    Под корпоративным университетом здесь понимается система обучения и развития сотрудников. Декларируется, что корпоративный университет и компания тесно связаны. Компания и корпоративный университет проповедуют единые ценности, которые представлены аббревиатурой «ПРОСТО» (партнерство - результативность - ответственность - смелость - творчество - открытость).

    В корпоративном университете существует три вида обучения - интеграционное (для новых сотрудников), профессиональное (для успешного выполнения текущих должностных обязанностей) и обучение менеджменту и коммуникативным навыкам, которые необходимы для успешного выполнения карьеры.

    • Сорока В. А. От потребности бизнеса - к выбору модели корпоративного обучения и критериям ее оценки // http://intservis.ru/article/index.php?dir=15&id=98
    • Чернобаев И. П. Опыт создания учебно-консультационного центра // Справочник по управлению персоналом. 2003. № 5. С. 78-90.
    • Meister J. С. Corporate Universities: Lesson in Building a World-Class Workforce.1998.
    • Деревлева М. Ключевые задачи бизнеса - приоритет корпоративного университета Группы МТС // Информационный дайджест компании FORMATTA,www.formatta.ru. С. 22-25.