Прогибаться под изменчивый мир. Сюхари (守破離) — японская концепция обучения различным техникам (боевое искусство)

«В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен, но он осознает свое несовершенство и видит несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает».

Сю — предполагает точное следование правилам и указаниям учителя. Задача обучающегося — сосредоточиться на действии, отточить его исполнение. Он, путем многократного повторения, осваивает все правила и приемы. Когда это происходит — уровень Сю достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.
Ха — на этой стадии обучающийся перестает слепо следовать всем правилам. Он обдумывает свои действия, изменяет правила, пробует их нарушать, строит новую систему своих собственных правил. Также он осваивает новые приемы у других учителей.
Ри — на этой стадии задача — освободиться от правил, перейти в новое измерение (Дао), где правил нет, а есть естественный ход вещей. Когда тело, наконец, освободилось от всех правил — уровень Ри достигнут и начинается фаза Сю в новом измерении.
В английской версии вики более просторное пояснение.

Вот еще одна интерпретация, в которой описаны опасности этих трех стадий.

В любом учении бывает три стадии.
- Некритическая. Для того чтобы усвоить какое-либо учение на уровне знания, необходимо подойти к нему некритически, с полным доверием. Стать его искренним поклонником. Получить моральное право его пересказывать. Тот, кто пропускает первую стадию, становится недоучкой. Тот, кто застревает на ней, становится зомби.
- Конструктивно-критическая. Для того чтобы усвоить учение на уровне понимания, необходимо подойти к нему конструктивно-критически с желанием его улучшить, усовершенствовать, устранить его внутренние противоречия и несоответствия фактам, придать ему стройность и красоту. Тот, кто эту стадию пропускает, становится перебежчиком, а тот, кто на ней застревает, - вечным учеником.
- Деструктивно-критическая. Для того чтобы усвоить учение на уровне его преодоления, необходимо обнаружить его пределы, его ограниченность и неспособность к дальнейшему развитию без радикальной перестройки. Разрушить до основания и выявить пригодные элементы для построения иного, более совершенного учения. Тот, кто с этой стадии начинает, пропуская первую и вторую, становится невеждой. Тот, кто не пропускает ни одной из трех стадий, кто их последовательно и без лукавства проходит, становится преемником.

А вот еще по этой теме в Хагакурэ, о полезности человека на каждом этапе.
«В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен, но он осознает свое несовершенство и видит несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает».
Это общие этапы. Но есть также еще один этап, который важнее всех остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что преуспел. Он лишен гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь до конца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил: «Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя».
Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.
Из НЛП

Четыре стадии научения: 1. Неосознанное незнание 2. Осознанное незнание 3. Осознанное знание 4. Неосознанное знание.

Еще одна статья на эту тему.

Автор этой стать Yukiyoshi Takamura

Примечание. Сенсей Такамур а написал эту статью как часть руководства для инструкторов Синдо Ёсин Рю. Несмотря на то, что оно написано специально для инструкторов, в этой статье так много ценного, решено сделать ее доступной для всех.

Концепция су-ха-ри в буквальном переводе обозначает освоение ката, отход от ката и отказ от ката. Тренировки в классической Японии всегда преследовали именно эти цели и проходили в рамках именно этого образовательного процесса. Этот уникальный подход к обучению существовал в Японии в течение многих веков и стал средством, которое позволило сохранить многие традиции старых японских знаний, включая такие разные области, как воинские искусства, аранжировку цветов, театр, поэзию, изобразительное искусство, скульптуру и ткачество. И хотя концепция су-ха-ри была настолько успешной, что сохранилась до наших дней, новые подходы к обучению и изучению сейчас изменяют этот старый японский метод передачи знаний. Будут ли традиционные искусства Японии и цели, которые они преследуют, успешно переданы новому поколению, всецело зависит от современных учителей и их мудрости по отношению к сильным и проблемным сторонам, присущим концепции су-ха-ри. В этой статье я расскажу о су-ха-ри и уникальных приложениях этой концепции к славной традиции школы воинских искусств Такамура-ха Синдо Ёсин Рю дзю-дзюцу.

Соден: начальный уровень обучения.
Су (освоение ката)

Ката, или форма, является сердцевиной обучения в школах традиционных японских знаний. Это - наиболее наглядное представление знаний школы, воплощенных в на первый взгляд простых концепциях или последовательностях движений. Поскольку освоить ката достаточно просто, часто ошибочно полагают, что ката - наиболее важный аспект в определении способностей ученика или степени его продвижения. В самом деле, если обучать ката правильно, то в них в форме ура, то есть в скрытой форме, действительно содержится подобная информация, но эта информация лежит глубже поверхности (омотэ) обычного наблюдения.

Если ученик не посвятит себя всецело овладению мастерством уровня омотэ в ката, он обречен навсегда остаться начинающим, не способным к продвижению к истинным глубинам знаний, которые скрыты от него в форме ура. Для того, чтобы получить настоящий опыт су и овладеть ката, ученик должен подчинить себя и свое эго необходимости овладеть на первый взгляд случайным набором упражнений, которые повторяются снова и снова. Очень часто этот начальный уровень - уровень соден - имеет целью бросить вызов способности ученика к концентрации и его желанию учиться. Кроме этого, в некоторых жестких традициях целью ката является и создание физического дискомфорта. Преодоление физического дискомфорта в таких типах ката и является первым уровнем тренировки ментально концентрироваться исключительно на одной задаче. В процессе того, как ученик продвигается в изучении различных ката, он начинает сталкиваться с различными проявлениями стрессовых ситуаций или ситуаций, в которых пытаются отвлечь его внимание. По мере усиления этих осложняющих моментов ученик учится реагировать на информацию и стрессы все более эффективным образом. Через какое-то время нервно-мускульные реакции начинают происходить на интуитивном уровне, и на сознательном уровне учеником больше не контролируются. Когда этот уровень ката освоен и выполняется достаточно удовлетворительно, ученик считается достигнувшим первого уровня подготовки. Последующими тренировками ему предстоит освоить более сложные ката, которые станут для него еще более разнообразными испытаниями, но теперь начнет работать уже ментальная методология обучения - и первая цель тренировки ката считается достигнутой

Трудности обучения на уровне соден.
На этом уровне ката можно изучать самостоятельно. В конце концов, это просто повторение физических упражнений, которые путем преодоления себя и следования инструкциям позволяют наработать личный опыт. Возможно, это покажется преувеличением, но любой, кто знает базовые ката, может взять учеников для подготовки их на первом уровне обучения. Некоторые ученики способны даже достичь этого уровня по руководствам - например, по книгам. Однако такой подход ставит ученика в опасную ситуацию, особенно при освоении ката, которые нужно выполнять в паре. К большим сложностям приводит отсутствие скрупулезного внимания учителя к правильной внешней форме и должному таймингу. Говоря проще, преподавательские способности инструкторов невысокого уровня страдают от того, что их собственная подготовка сама является достаточно посредственной. Из-за этого они прививают своим ученикам неверные навыки, и позже им приходится переучиваться. Это не только потенциально опасно - это может вообще отбить у ученика желание учиться. Подобное обучение приводило к тому, что многие прекрасные перспективные ученики, получив такой опыт, отказывались от своих занятий и бросали обучение. Тщательное инструктирование даже на самом начальном уровне обучения ката является абсолютно обязательным. Базовые навыки - это ядро правильного выполнения всех действий, и недооценивать их нельзя.

Чуден: промежуточный уровень обучения.
«Су» на уровне чуден.

На уровне чуден изучение ката включает новый элемент. Этот элемент - применение, или бункай. Ученику показывают более глубокие причины необходимости овладения ката и структуру ката. Также изучается и оценивается сценарий, в котором выполняется ката. Однако это изучение и оценка ограничена чистым выполнением ката без каких-либо вариаций. Только благодаря такому жесткому режиму обучения ката ученику может быть продемонстрирована его применимость на том уровне, который ученик способен постичь. В процессе обучения учитель помогает ученику начать понимать сущность ура - те аспекты, которые скрыты под поверхностью чисто физической формы. Для некоторых учеников это становится откровением, другим начиная с какого-то момента это было уже очевидным. В любом случае учитель должен точно представить базовые концепции на более абстрактном уровне, чем прежде. Это позволяет наметить путь к следующей концепции су-ха-ри.

Ха (отход от ката).

В традиционной японской концепции су-ха-ри ха - это первый намек на разрешение ученику творчества. Это происходит тогда, когда впервые он выполняет хенка ваза, или вариации. Это называется «отклонением от существующей формы в пределах формы» или «ортодоксальными вариациями, которые придерживаются жесткой формы главного ката». Именно сейчас ученика нацеливают на то, чтобы он отслеживал любую реакцию на неудачное выполнение ката в его чистой форме. В этой ситуации от учителя требуются особенно внимательные наставления, поскольку чрезмерное отклонение от базовой формы приведет к небрежности в выполнении техники или даже к ее полному искажению, а слепое следование жестким рамкам может погубить талант интуитивного понимания того, что лежит под поверхностью. Сейчас целью является стимулирование этого таланта, однако этот опыт творчества должен тщательно регулироваться границами главного ката. Ката должно оставаться узнаваемым как ката. Если ката слишком отклоняется от стандарта, оно перестает быть связанным с исходным и становится другим выражением техники. На этом уровне обучения существенно необходимо избегать такого рода отклонений.

Ха на уровне чуден.

Когда ученик обнаруживает границы в пределах главного ката, он начинает видеть, что возможности обучения у него практически бесконечны. Его умения возрастают теперь скачкообразно, чего в прошлом он не испытывал. На этой стадии лучшие ученики впервые демонстрируют свой потенциал. Концепции и формы рю объединяются таким образом, который стимулирует у ученика работу разума. Сейчас он более полно оценивает ката и понимает мудрость техники, которая в них заключена. Поэтому многие учителя считают, что этот период в прогрессе учеников наиболее плодотворен, а результаты труда учителя проявляются в полной мере.

Трудности обучения на уровне чуден.

На этом этапе следует твердо придерживаться корневых концепций традиции. Отклонение от концепций, которые определяют данное искусство, позволяет ученику прогрессировать в направлении, которое основателем этого искусства не предусматривается. Для того, чтобы рю продолжало сохранять свою идентичность и свое ядро, нужно держаться строго в границах ката. Выход за определенные пределы на этом этапе может стать гибельным для ученика, а возможности достижения им своего высшего потенциала - скомпрометированными. На этом этапе обучения учителя часто попадают в ловушку, отходя от жестких структур. Они неверно оценивают прогресс ученика и считают, что его уровень понимания - гораздо выше, чем тот, который в действительности достигнут. На этой промежуточной стадии обучения разум ученика и его технические навыки должны подвергаться постоянной проверке. Иногда чрезмерно рьяные ученики пытаются продвинуться слишком далеко и слишком быстро. Этой тенденции следует избегать, иначе она помешает дальнейшему продвижению и обучению.

Дзёден: продвинутый уровень тренировок.
Ри (отказ от ката)

Кое-кто из тех, кто изучает современные воинские искусства, считают, что ката и су-ха-ри слишком ограничивают их и являются чем-то старомодным. На самом деле эта позиция ущербна, поскольку неверно интерпретирует цель ката. Как многие специалисты кабинетного толка, такие люди не получили должной подготовки в ката за пределами уровня дзёден и высказывают суждения о вещах, в которых у них отсутствует квалификация, которая позволила бы им эти вещи понять. Как и многие наблюдатели, у которых нет опыта действительно глубокого изучения, они рассматривают ката как искусство само по себе, а не как сложное средство обучения, лежащее всего лишь на поверхности самой сердцевины концепций изучаемого искусства. Ката «является» искусством - в ущербной интерпретации. Это то же самое, что считать, будто словарь дает полное представление об языке. К сожалению, многие старые традиции воинских искусств в Японии чрезмерным подчеркиванием роли ката невольно способствуют такому искаженному пониманию. Очень часто в таких школах важные корневые элементы и знания были утеряны еще в древности, а то, что осталось - это омотэ, или верхняя оболочка ката. Поскольку в таких школах ничего не осталось, кроме ката, они часто вторично хоронят свои мокуроку (технический арсенал), представляя ката как первичную движущую силу рю. Когда это происходит, школа неизбежно деградирует до состояния упрощенного танца, в котором ура и применения ката становятся второстепенными целями. Эти традиции окончательно мертвы. Они напоминают скелеты, которые тщатся представить, что они - весь человек.

«Ри» - что это такое?

Трудно объяснить, что такое ри, поскольку его не сколько изучают, сколько к нему приходят. Это такое исполнение, которое просто приходит после того, как уровни су и ха стали неотрывной частью того, кто их прорабатывал. Это освоение ката в такой степени, когда внешняя оболочка ката перестает существовать. Остается только лежащая под ней истина. Это - форма, в которой форма не осознается. Это интуитивное выполнение техники, такое же эффективное, как и предшествующая ему форма, но абсолютно спонтанное. Техника, у которой отпущены повода ограничений, являющихся следствием процесса сознательного осмысления, действительно становится ваза медитации в движении. Для того, кто достиг ри, наблюдение становится его собственным выражением реальности. Разум становится способным действовать на значительно более высоком уровне, чем было возможно ранее. Случайному наблюдателю кажется, что тот, кто выполняет технику, является почти ясновидящим, способным предвосхитить события и упредить атаку еще до того, как они произошли. В действительности наблюдателя сбивает с толку инерция его собственного мышления. Когда достигнут уровень ри, время между наблюдением и соответствующей реакцией сокращается настолько, что практически не воспринимается. Это - «ки». Это - «мусин». Это - «ю». Это - все это вместе. Это - проявление высшего уровня воинского мастерства. Это то, что в Такамура Рю мы называем «ва».

Уровень технического исполнения, свойственный ри, лежит выше возможностей многих, изучающих искусство. Большинство людей просто не способны достичь его, этот продвинутый уровень выражения возможностей школы. Однако часто те, кто никогда не достигает этого уровня технического мастерства, становятся превосходными учителями, способными довести ученика до границы мастерства, даже если сами они не могут сделать скачок к интуитивному исполнению - ри. Некоторые наблюдатели не хотят признавать такое ограничение, не дающее всем желающим пропуска в элиту. Подобное мышление кажется мне странным. Таким наблюдателям мне хотелось бы напомнить, что вовсе не все человеческие существа имеют врожденные способности к достижению мастерства в избранной области. Как человеческие существа, мы все наделены определенными талантами и недостатками. Именно эти индивидуальные способности и недостатки делают нас, людей, отличными друг от друга и уникальными созданиями. Пытаться отрицать эту правду - это значит пытаться отрицать наличие того, что составляет нашу индивидуальность. Имея это в виду, необходимо быть скромным и помнить, что достижение мастерства в одной области не гарантирует наличия даже среднего уровня способностей в другой. Аналогично этому мастерство технического исполнения вовсе не всегда гарантирует преподавательское мастерство.

Трудности обучения на уровне дзёден и выше него.

Когда ученик стабильно овладел уровнем ри, он осваивает все технические знания, которым сенсей может обучить его непосредственно. Процесс наставления и обучения должен теперь измениться. Учитель должен также разрешить изменение характера связи между собой и учеником. С этого момента ученик полностью несет традиции школы и связан кеппон (клятвой на крови), что означает контроль над его эго и признание учеником того факта, что без своего учителя и своей школы он никогда не смог бы реализовать свой ученический потенциал. Он должен твердо знать, что всем тем, чем он владеет, он обязан преданности своего учителя его работе по преподаванию, как его учитель, в свою очередь, обязан своему учителю. Его поведение должно отражать то, что он навечно в долгу перед своей школой и должен быть всегда скромен в присутствии учителя. Точно так же учитель должен позволять ученику проявлять самостоятельность и иметь возможность выражать себя так, как раньше ему не разрешалось. Больше как лидер и как человек, указывающий путь, учитель с радостным сердцем должен стоять рядом со своим учеником. Он тоже должен быть скромным и осознавать свою ответственность перед школой и продолжать жить в соответствии с принципами и стандартами, которым он учил своего ученика. Его задача обучения завершена. Теперь он не отец, а дедушка.

К сожалению, именно в это время - время, когда учитель больше всего нужен школе - многие не справляются со своей задачей. Вместо того, чтобы демонстрировать уверенность в себе и гордость за свершения своих учеников, они становятся жертвой тщеславия и неуверенности духа. Это связано с тем, что они предполагают, что наступает конец уважения, которое к ним питали ученики - конец, которого в действительности нет. Часто эта проблема проявляет себя в том, что учитель пытается восстановить такую связь между учителем и учеником, которая не дает ученику реализовать свою зрелую позицию руководителя внутри школы. Некоторые учителя воспринимают отклонения от собственного пути как отказ учеников от того, чему их научили. Хотя для того, чтобы ученик достиг более высокого уровня самовыражения в пределах школы, некоторые знания действительно должны быть отвергнуты. Некоторые учителя не хотят признать, что отклонения от их учения на этом уровне являются на самом деле проявлением индивидуальности ученика, его зрелости и уверенности. Эта уверенность - и об этом нельзя забывать - была передана ученику учителем как часть соглашения между учеником и учителем. Учитель должен помнить о своих обязанностях и относиться к ученику как к члену школы. Он должен смирить свое сердце и вспомнить время, когда он сам был учеником. Он должен это сделать для того, чтобы продолжать оставаться эффективным лидером на «Пути».

Заключение: белое становится черным, а затем снова белым.
Это - призыв к каждому члену школы знать свои обязанности и регулярно заглядывать в зеркало камидана (домашний алтарь) - в зеркало, которое отражает чистую правду. И смиренно просить ками помогать ему заглянуть в свое собственное сердце и его мотивы критически, услышать тихий голос, который сможет стать предвестником тщеславия и поиска выгоды. Только дорогой правды учитель и ученик могут пройти через процесс су-ха-ри, ответственно выполнить свои обязанности и передать знания и мудрость последователям школы.

Особенности традиционного обучения

В традиционном обучении бу-дзюцу существует три уровня называемых Су Ха Ри .

В Японии понятие «Су Ха Ри» используется не только для описания общего прогресса эволюции на пути изучения боевых искусств, но и как весь жизненный цикл отношений ученика и учителя.

«Су» - иероглиф «защищать, охранять» подразумевает под собой точное следование традиции, точное воспроизведение преподаваемой техники. Часто эту стадию называют «ошейником».

Иероглиф «Су» имеет два значения «защищать, охранять». Этот двойной смысл описывает отношения между учеником и учителем на раннем этапе обучения боевым искусствам, который может быть сравним, с отношениями между родителями и их детьми. Ученик должен впитывать все, чем делится с ним его учитель, должен стремиться к знанию и быть готовым принять любые замечания и конструктивную критику. Учитель должен опекать ученика в смысле соблюдения его интересов, заботы и поощрения его прогресса, во многом как родитель опекает свое дитя, пока оно растет. «Су» делает упор на изучении основ в бескомпромиссной манере, так что ученик приобретает крепкую основу для последующих этапов обучения, и что все ученики выполняют технику одинаково, хотя личностные качества, структура тела, возраст и способности у них разные.

«Ха» - иероглиф «разбивать, ломать, нарушать правило» подразумевает полную адаптацию в понимании основных техник, переход к вариативной практике (хэнка), внутреннему осознанию важнейших составляющих стиля (дословно «вспышке сознания или внутреннему озарению»)

«Ха» это еще одно понятие с соответствующим двойным значением — «разбивать, ломать, нарушать правило» . Пройдя значительный этап обучения когда ученик приходит к «внутреннему озарению» , он начинает освобождаться от «ошейника» в двух направлениях. С точки зрения техники, ученик преодолевает фундаментальные основы и начинает применять принципы, обретенные в процессе отработки базовой техники, в новой, более свободной и творческой манере (Хэнка ваза). Индивидуальность ученика начинает проявляться в том, как он выполняет технику. На более глубоком уровне у него также происходит освобождение от слепого выполнения наставлений учителя, он начинает размышлять (сомневаться, задавать вопросы) и открывать для себя новое больше за счет собственного опыта. Этот этап может принести разочарование для учителя, поскольку путь собственных открытий ученика ведет к бесчисленным вопросам, начинающимся со слов «Почему…». На уровне «Ха» отношения между учителем и учеником напоминают отношения между родителем и его взрослым ребенком; учитель является мастером искусства, а ученик теперь уже может быть инструктором для других.

«Ри » - иероглиф «отделять, выпускать» предполагает самостоятельность и свободу, когда получив знания удаляешься от него на основе того, что постиг сам, путем единения Син (кокоро) — духа, Ги (вадза) — техники и Тай - тела.

«Ри» это этап, на котором ученик, теперь уже обладающий высоким рангом, отходит от своего наставника, впитав все то, что можно было от него получить, но это не означает, что между учеником и учителем нет больше связи. На самом деле, все должно быть как раз наоборот, связь между ними должна быть крепка как никогда, почти как между родителем и его взрослым сыном или дочерью, у которых теперь свои дети.

Несмотря на то, что ученик теперь полностью независим, он хранит в себе мудрость и терпеливое наставничество своего учителя, так что их отношения обогащаются за счет разделяемого ими опыта. Но теперь ученик развивается и учится больше за счет собственных исследований, а не за счет получения инструкций, и может дать выход собственным творческим порывам. Техника ученика теперь несет в себе отпечаток его индивидуальности и характера. «Ри» также имеет двойной смысл, второе значение которого « выпускать». По мере то как ученик стремится к внутренней независимости от учителя, наставник в свою очередь должен отпустить ученика.

«Су», «Ха»,» Ри» не является линейной прогрессией. Это больше похоже на концентрические круги, так что «Су» присутствует в «Ха», и оба они присутствуют в «Ри». Таким образом, основы остаются неизменными, только их применение и мягкость их выполнения меняются по мере того, как ученик продвигается в обучении, и его личность начинает чувствовать вкус выполняемой техники. Похожим образом ученик и учитель всегда связаны между собой близкими отношениям и знаниями, культурой, опытом и традицией.

В идеальном варианте, «Су», «Ха» , «Ри» должно выразиться в том, что ученик превзойдет своего наставника, как в знании, так и в умении. Это и есть источник развития искусства, как такового. Если ученик никогда не превзойдет своего наставника, то искусство в лучшем случае будет переживать застой. Если способности ученик никогда не достигнут способностей мастера, искусство станет угасать. Если же ученик сможет ассимилировать все то, что дает ему его наставник, и потом достичь еще более высокого уровня мастерства, искусство будет все более улучшаться и процветать.

В Рю существует следующая систематизация при обучении: Сёдэн, Чудэн, Дзёдэн, Окудэн. Однако прохождение уровней «Су», «Ха» , «Ри» на основе изучаемых технических приёмов зависит только от Вас, а не передаётся Вам другими.

В древние времена Будзин (воин) достигал уровня » Ри» в боях, рискуя своей жизнью.

Будзюцу — это техника боя ради жизни.

Рю — это не спорт и не игра, в которых существуют правила и запрещена опасная техника . Нелегко сдерживать нападающего, не причиняя ему боли.

Не клевещи на других и не испытывай к ним презрения.

Эйзан (гора) высока, а Камогава (река) уважаема, хотя она находится ниже.

Другие Рюха (старинные рю) имеют свои индивидуальные, присущие им качества, имеющие свои преимущества. Таким образом, поношение других школ есть крайняя грубость, низость и проявление собственного тщеславия и высокомерия.

Доверие есть источник силы и гармонии. Важно дорожить честью, доверяя наставнику, доверяя самому себе. Не теряйте самоуважения, не нарушайте доверия, не дайте тщеславию перерасти в самонадеянность.

Из пособия по тренировкам Рюха.

«Учиться, не размышляя, -

напрасный труд.

Размышлять, не учась, -

опасное дело».

Тинэн Санда (1842- 1925) 

Пять наставлений Сэнсэя УЭЧИ Канбуна:

  1. Сначала, научитесь расслабляться при любом движении, никакого напряжения. Напряжение, главным образом, зарождается в мышцах лица и шеи, а затем переходит на остальную часть тела. Расслабьте лицо и шею, что позволит избавиться от напряжения во всех ваших движениях.
  2. Выбирайте такое положение для равновесия, чтобы вам не требовалось напрягаться, оставаясь в этой позиции. Держите вашу голову прямо, не наклоняйтесь вперед - думайте об удержании вашего лица на расстоянии от зоны борьбы, но не отклоняйтесь назад. Сохраняйте ощущение вогнутости груди и выгнутости спины, но при прямом позвоночнике.
  3. Занимайтесь каждый день. Гибкость необходима для обучения расслаблению. Мускулы должны быть мягкими и хорошо растянутыми.
  4. Когда Вы ударяете кулаком, не кидайте руку или кулак - просто выпрямляйте вашу руку полностью без пауз и напряжения. Не медленно, с натяжением, а естественным рывком, направленным наружу, без замаха и колебаний. Это увеличит силу удара. Когда Вы бьете ногой, представляйте кнут. Движение мягкое и естественное. Стопа бьёт сильно, затем возвращается к согнутому положению сама - не нужно напрягать или отдергивать её.
  5. Когда Вы блокируете, не противодействуйте силе удара блоком, а отклоняйте ее мягко или ударьте по атакующей конечности. Уйдите с линии атаки, обвейте Вашу руку и кисть вокруг руки противника и рывком выведете его из равновесия. Это откроет противника для вашей контратаки.

Составные части тренировки - 稽古【Keiko】

  1. 準備運動 - Junbi Undo - Разминочные упражнения.
  2. 補助運動 - Hojo Undo - Вспомогательные упражнения.
  3. 三戦 - Sanchin - Изучение ката «Санчин»:
    1. 三戦の練習 - Sanchin no Renshuu - Исполнение ката «Санчин»;
    2. 三戦鍛え - Sanchin Kitae - Исполнение ката «Санчин» с проверкой.
  4. 型 - Kata - Изучение ката:
    1. 型の練習 - Kata no Renshuu - Исполнение ката;
    2. 型の分解 - Kata no Bunkai - Анализ и отработка боевой расшифровки ката.
  5. 体鍛え - Tai Kitae - Закалка тела:
    1. 小手鍛え - Kote Kitae - «Набивка» предплечий;
    2. 下肢鍛え; 足鍛え - Kashi Kitae; Ashi Kitae - «Набивка» ног;
    3. 肚鍛え - Hara Kitae - «Набивка» живота.
  6. 中間補助運動 - Chukan Hojo Undo - Промежуточные вспомогательные упражнения.
  7. 約束組手 - Yakusoku Kumite - Обусловленный поединок.
  8. 自由組手; 自由攻防 - Jiyu Kumite; Jiyu Kobo - Вольный/свободный поединок; Свободные атаки и защиты.
  9. 補強運動 - Hokyo Undo - Дополнительные укрепляющие упражнения.

Особенности ТРЕНИРОВКИ

守破離 => 守破離 => 守破離

«Сю-Ха-Ри»

«Концепция « S hu - H a - R i», взята из каллиграфии и перенесена в японские боевые искусства.

Длительное и очень точное копирование образца (в графике - устав), затем добавление своего почерка (полуустав) и, наконец, открытие нового, импровизация, прорыв (скоропись).

Однако даже на последней стадии пишут те же символы (иероглифы, буквы...), что и на первой, а не изобретают новую китайскую грамоту, просто это уже стаовится живым скорописным почерком».

Сегодня в каратэ существует в высшей степени справедливое понятие о трех ступенях обучения:

  • «Сю» - «следование традиции» - означает, что надо заучивать все точно так, как показывает учитель. Это требует многих лет тренировок, иначе не будет базы для перехода на следующую ступень.
    • В жизни - это этап развития ребёнка, когда родители для него непререкаемые авторитеты.
  • «Ха» - «разрыв с традицией» - означает возможность раз­бить цепи традиции, пытаться улучшить технику школы, гармонично вписывая в неё лучшие приемы из других школ, что означает стремление к поиску собственных путей развития. Многие пробуют делать это слишком рано, поскольку переоценивают свои возможности.
    • В жизни - это этап развития юноши, когда родители во всём неправы.
  • «Ри» - подняться над всем, что изучалось раньше, найти более высокие и более общие принципы, что означает – «идти своим путём следуя мудрости традиции».
    • В жизни - это этап развития мужчины, когда осознаёшь всю правоту родителей, но уже идешь своим путём.

Это означает, что конечная цель лежит в полностью свободном исполнении движений, свободном от пут стандартизации. Но так далеко почти никто не заходит. Большинство учеников останавливается на первой ступе­ни обучения, не заканчивая ее.

Большинство учеников, в силу своего европейского менталитета, не могут следовать путём 守破離 - Сю-Ха-Ри (копирование (точное следование традиции) - поиск своего (разрыв с традицией) - следование своим путём с уважением к мудрости традиции) и им мало копировать самим - им требуется словесное объяснение метода. Отсюда, к сожалению, у нас такой большой объем болтовни и малый объём собственно работы.

ЦЕЛЬ УСТРЕМЛЕНИЙ В БУДО

一米一汗

хито коме, хито аси

«зерно риса – капля пота»

Человек, начинающий заниматься боевыми искусствами, пронизан традиционными предрассудками. Пройдёт немало времени, прежде чем он доверительно воспримет совершенно чуждые ему прежде ценности БУДО. Для начинающего ученика и даже для опытного ученика – роль учителя заключается в том, что тот обучает его различным приёмам и раскрывает их смысл. Однако поначалу ученики с трудом понимают, что занятия боевым искусством заключается вовсе не в овладении набором каких-то приёмов, а в обретении пути - «ДО», уводящего далеко от повседневной жизни. Пока все устремления учеников направлены именно к овладению отдельными приёмами. Когда же учитель обращает внимание ученика на какие-то отвлечённые, идеальные ценности, ученик часто противится ему, отстаивая непогрешимость своих собственных взглядов.

Ученику нужно приложить определённые усилия, чтобы заглянуть внутрь себя и разрешить собственные проблемы, часто мешающие обрести истинный путь. Нужно не дискутировать, что такое истина и что такое ложь, а выполнять и выполнять упражнения. Одни совершенствуют техническое мастерство; другие развивают свою личность. Понять это – вот цель устремлений в БУДО.

ВНУТРЕННЯЯ СУТЬ И ВНЕШНЯЯ ВИДИМОСТЬ

Под выражением «цель устремлений» мастер понимает не только достижение какого-то внешнего успеха – многие стремятся именно к успеху, вовсе не задумываясь о том, что им надо достичь праведности («сисэй»), - но и обретение особого состояния души: внутреннего достоинства, что проявится в любом их поступке, в любом действии. Поэтому для учителя важнее мироощущение человека, его внутренняя суть, чем его действия, ведь он знает, что ошибочные действия нарушают основные принципы жизни. Занятия БУДО наглядно выявляют это. Ещё не придумана методика, которая позволила бы человеку развивать своё техническое мастерство независимо от того, что у него за душой. Философия БУДО учит избегать войны, ведь в боевых условиях нельзя повысить своё мастерство. Однако ученики долго не могут понять этот важнейший принцип.

Праведность можно обрести, лишь стремясь к идеалу и готовясь в любой момент пожертвовать собой, а, вовсе не добиваясь какого-то внешнего успеха. Снискать успех может каждый, а пожертвовать собой способны лишь единицы. Мастер учит, прежде всего, обрести свою внутреннюю суть; только тогда человек будет способен на какие-то важные поступки. Мастер знает, что, даже выиграв войну, не завоюешь справедливость. Если же ученик стремится именно к внешнему успеху, ему не постичь ПУТЬ БУДО.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРАКТИКА – «КЭЙКО» ИЛИ «РЕНШУ»?

Понятие «кэйко» (упражнение; размышление) относится к практике упражнений, которое не столько расширяет техническое мастерство, сколько развивает личность человека, занимающегося боевыми искусствами. Если человек не будет размышлять, он не осознает суть этой практики (кэйко). Подлинное понимание его сути и умение в постоянной борьбе с самим собой реализовать возможности, заложенные в упражнении, являются теми основами, на которых в искусствах БУДО зиждутся формирование духа и способность контролировать собственную энергетику (кит.: «Ци», яп.: «Ки»)

Понятию «кэйко» (稽古 ) в искусствах БУДО противопоставлено понятие «реншу» (練習 ), как правило, означающее «тренировку». Это практика, развивающая физические возможности человека. В учении о ПУТИ, которого придерживаются люди, занимающиеся искусствами БУДО, это понятие употребляют лишь как одну из составных частей «кэйко», поскольку основное внимание здесь уделяется достижению внутреннего равновесия и гармонии, а обрести подобное состояние помогает жизненная энергия (кит.: «Ци», яп.: «Ки»).

Итак, понятие «кэйко» охватывает различные элементы учения о ПУТИ, а именно ВАДЗА («техника»), КИ («энергия») и СИН («дух»). Цель практики – соединить вадза, ки и син; если этого удается достичь, человек поймет, как надлежит поступать. Результатом подобной практики будет не столько овладение каким-либо навыком боевого искусства, сколько подлинное осмысление собственных жизненных позиций. Пока человек не обретёт внутреннюю гармонию, ему не добиться заметных успехов в БУДО. Таким образом, путь БУДО заключается не только в атлетической

Ученик обязан всегда быть готовым к постижению Пути; он должен делать всё, для того чтобы иметь возможность учиться. Это высказывание чрезвычайно важно, ведь человек всегда склонен считать, что всё-то он знает заранее. Поэтому ученики, занимаясь БУДО, часто сами готовы решать, что в этих занятиях им важно, а что на их взгляд, сущие пустяки. Всё непонятное им они готовы упускать из вида и тут же забывать. Порой пройдет немало времени, прежде чем они поймут, что самый лучший способ занятий – всецело довериться своему учителю, его опыту и знанию, нежели своевольно судить обо всём.

Только тогда ученик по-настоящему проникнется духом БУДО, когда во время занятий будет доверять не столько своему мнению, сколько опыту учителя и всецело полагаться на него. В учении о ПУТИ не нужно доказывать истинность или фальшь тех или иных положений, здесь нет места спорам между учителем и его учениками, здесь незачем дискутировать, нужны или нет те или иные упражнения и правильно ли они выстроены. Везде, где происходит наоборот, где ученики, ещё не став подлинными мастерами, уже берутся судить обо всём, нет места учителю. Он может удалиться, где отсутствует благоговение, там нет БУДО.

Учиться в ДОДЗЁ значит проникаться самим духом БУДО и стремиться достичь мастерства под руководством УЧИТЕЛЯ. Однако пока мастер не засвидетельствует, что его сам не стал настоящим мастером, тот не вправе прерывать учебу, какого бы уровня он не достиг; иначе ему придётся впоследствии вновь начинать всё сначала.

Среди мастеров БУДО нет иерархии. Здесь речь идет о самом понимании ПУТИ, а не об отдельных этапах достижения этого понимания. Мастерство начинается тогда, когда приходит понимание ПУТИ. Лишь после этого ученик может самостоятельно продолжить изучение ПУТИ.

Обычные или спортивные методы обучения не помогают понять ПУТЬ. Традиционный процесс обучения БУДО принципиально отличается от любых других учебных процессов, где ученик старается либо набраться новых знаний, либо овладеть каким-то умением. В БУДО прогресс достигается не в процессе самого обучения, а по мере того, как между мастером и учеником устанавливается подлинная человеческая близость. Возникнуть же он может, если только сам ученик будет готов к этому. Если же он избегает доверительных отношений с учителем, то их и не будет. Занимаясь БУДО, надо постоянно думать о своём поведении, о своём отношении к жизни, иначе высшего понимания не обрести.

Часто ученики не осознают этого и поэтому упорствуют в своих заблуждениях. Для них существуют границы, которые они не могут переступить, как бы по разному они это не объясняли. Однако на самом деле всё сводится к одному: они не могут преодолеть своё «Я», и это мешает им отыскать истинный ПУТЬ, когда они поставлены перед необходимостью подняться над своим эгоизмом, эгоцентризмом, себялюбием и самоуверенностью, им проще бывает заявить, что ошибочен сам ПУТЬ, чем признаться, что они упорствуют в своих заблуждениях. Для любой свое неудачи они могут найти сносное объяснение, однако это не избавит их от повторения неудач в дальнейшем. К каким бы изощренным логическим рассуждениям ни прибегал подобный человек, сама логика его мысли ограничена, ведь перед ним находится барьер, который он пока не в силах преодолеть и который скрывает от него истинное положение вещей.

Для овладения любым видом искусства, будь то какое-то учение или путь, связанные со словом «учиться», человек должен пройти три стадии развития: "Сю", "Ха", "Ри". Этот принцип обучения, который сохраняется в Японии в течение многих столетий, известен также в Сёриндзи Кэмпо, как три учения Кэн:

  • "Сю" – освоение искусства ("Каку") мастера.
  • "Ха" – адаптация искусства ("Каку") мастера под себя, в рамках системы.
  • "Ри" – отход от искусства ("Каку") мастера и рождение своего собственного искусства освобождение, созидание.

Здесь слово "Каку" подразумевает нужный уровень и правильный путь обучения.

Что означает три стадии: "Сю", "Ха", "Ри"?

  • "Сю" – подразумевает стадию приближения к мастерству учителя. Здесь главная задача – повторять движения мастера и точно следовать всем его наставлениям, постигая стиль мастера, не пытаясь делать что-то по-своему.
  • "Ха" – это стадия адаптации мастерства учителя под себя. После продолжительной практики техника мастера становится частью вас самих, на этой стадии вы сами добавляете в неё что-то свое или изменяете её под себя в рамках данной системы.
  • "Ри" – стадия освобождения от влияния мастерства учителя и формирования своего собственного мастерства. До тех пор, пока ваш собственный подход согласуется с техникой и сохраняется гармония практики, вы можете выйти за рамки мастерства учителя и свободно шлифовать свое мастерство, внося в него свои собственные творческие штрихи.

Все три стадии базируются на фундаментальном принципе "Хо" (закон природы, нормы человеческой жизни). Хотя мы и говорим об освобождении (стадия "Ри"), если не соблюдать этот принцип, то можно сбиться с верного пути.

Индивидуальные отличия в технике и способы её изучения

На тренировке могут возникнуть противоречия в том, как обучает технике учитель, и как показывают её старшие ученики, это часто сбивает с толку. Практикующие Сёриндзи Кэмпо отличаются уровнем подготовки, типом телосложения и другими физическими данными, что приводит к различию способов выполнения техники. Попытка учитывать множество мелких различий, заострять на них внимание, на самом деле, пустая трата времени.

Если вы столкнулись с этой проблемой, то нужно ответить на вопрос: что делать?

В такой ситуации мы должны применить принцип обучения "Сю", "Ха", "Ри" к каждому учителю.

Учитель, который долгое время отрабатывал и совершенствовал техники, добавляя в них свои элементы, подсказывает вам то, что он считает лучшим. Главное – стараться постичь суть его мастерства. Различие методик обучения, по которым вас тренировали другие учители, не имеет значения. Возможно, что новый способ исполнения техники вам может показаться ошибочным и бесполезным. Но при этом, учитывая наличие другого подхода преподавания, вы должны в точности копировать движения учителя и постигать их преимущества. Без понимания и размышления вы только возражаете старшему человеку, а это глупое поведение.

Необходимо знать, что цель – одна, но путей к ее достижению – много. Прежде всего, следуйте наставлениям учителя. После того, как вы сможете овладеть тем, чему учитель обучал, вы сами достигните следующие стадии "Ха" и "Ри". Если вы будете настаивать только на своем подходе и считать: «это должно быть таким», ваше развитие техники остановится.

Условия эффективного достижения стадий "Ха" и "Ри"

Итак, через некоторое время практики, под наблюдением учителя, ученику более или менее удается подражать правильным движениям и техникам. Каким образом он обязан тренироваться в целях дальнейшего эффективного совершенствования?

Для этого есть два критерия:

  • Тренируйтесь, сознавая «цель» и «смысл»
    Каждое движение имеет свою «цель», т.е. «для чего это нужно?», и «смысл»какие результаты это приносит?». Потеряв «цель» движения, вам придется потратить лишние силы и труды на выполнение неправильных упражнений. Сколько бы вы ни тренировались, без осознания «смысла», присущего каждому движению, результатов не будет. Если вы знаете «смысл» и усердно отработаете техники, то будете способны исправить свои недостатки и ошибки.
  • Убирайте напряжение и все лишнее
  • Второй критерий можно назвать «эффективностью техники». Попробуйте разделить одно движение на десять частей и проверить в каждый момент исполнения: «Есть ли у меня напряжение или что-то лишнее в движениях?». Если они нашлись, постарайтесь убрать их. Любое движение в сериях техник должно быть достаточно утонченным и отработанным до такого уровня, когда можете достичь максимальных результатов, прикладывая минимальные усилия.

(Учебник по Сёриндзи Кэмпо, с.72-78, Книга для чтения, c.34-35)
Текст: Александр Крамар
Макото Хамакава

Исторические источники, повествующие о традициях развития многообразных систем боевых искусств Окинавы и Японии, отмечают факт существования уже много столетий назад в этих системах, школах, стилях различных методик преподавания, а также контроля и оценки знаний учеников. В конце 19-ого, начале 20 века эти традиции сформировались в чёткую систему проведения аттестационных испытаний – экзаменов и присуждения ученикам различных по уровню градации квалификационных уровней - разрядов - КЮ, или Дан.

По своей сути аттестационные экзамены (испытания) являются неким контролем знаний и технических навыков, полученных учеником за определённый период времени его тренировок. Но, с другой стороны, аттестационные экзамены являются демонстрацией основ и идеологии стиля и школы каратэ. Поэтому крайне важно подходить к проводимым экзаменам, прежде всего именно со стилевых позиций.

В различных школах каратэ по разному могут подходить к процессу проведения этих экзаменов, что связано, прежде всего, с философскими и этическими канонами этих школ. Например, в одних школах аттестационные экзамены могут проходить в форме некой беседы учителя с учениками, в ходе которой и выясняется степень зрелости и моральной подготовленности учеников к соответствующему квалификационному разряду. Можно предположить, что подобные беседы, при всей их глубине, всё-таки не позволяют оценить качество выполнения учениками технических приёмов и навыков ведения поединка. Другие школы каратэ видят смысл экзаменов в проведении большого количество поединков, идущих практически без перерыва, с постоянной сменой противников, считая, что только через такие жёсткие испытания проверяется истинный дух мастера. Безусловно, такие испытания могут пройти только хорошо подготовленные и физические крепкие мастера. Но, остаются открытыми вопросы разносторонней технической, моральной, умственной и теоретической подготовки.

Существует и другой подход к организации, и проведению аттестационных экзаменов, предполагающий контроль всех аспектов подготовки ученика: теоретические знания, этика и философия каратэдо, уровень технической и боевой подготовки, а также и степень физической подготовки.

Система преподавания, а, следовательно, и проведения аттестационных экзаменов и присуждение квалификационных технических разрядов, школы Косики Дзюцу-Косики каратэ в соответствии с традициями Сёринрю - Окинаватэ, а позже и японских боевых искусств, в основе которой лежит философская концепция ШУ ХА РИ, строится по трёхуровневому принципу.

ШУ ХА РИ (SHU HA RI) - 守 破 離 - концепция дзен буддизма познания окружающего мира, обучения различным искусствам, получения каких-либо навыков и знаний лежит в философских основах большинства японских боевых искусств.

Учение ШУ ХА РИ неразрывно связано с двумя другими философскими концепциями: СИТЭЙ (SHITEI) и ДОДЗЁКУН (DOJOKUN) .

Понятие СИТЭЙ дословно можно перевести «Учитель (си) и ученик (тэй)». Применительно к боевым искусствам концепция СИТЭЙ охватывает весь спектр взаимоотношений между учителем и учеником, возникающих в процессе передачи знаний и технических навыков и постижения пути «ДО».

В процессе обучения между учеником и учителем устанавливаются особые отношения, которые в практиках дзен буддизма, и как следствие их развития, и в боевых искусствах, получили название «ДОКУЗАН» (в переводе с японского языка – «самостоятельно стремиться к совершенству»). В традиционных школах Окинаватэ учитель много времени посвящал доверительным разговорам с учениками, в ходе которых раскрывались философские основы мироустройства, взаимоотношений между людьми, и, безусловно, фундаментальные принципы боевого искусства. Считалось, что ученики, не участвующие в подобных беседах, постигают боевое искусство лишь поверхностно, не понимая всей глубины происходящих явлений и глубинных тайн искусства.

К сожалению, сложившиеся в последние десятилетия тенденции развития боевых искусств, в целом, и каратэ в частности, которые в основном нацелены на получение сиюминутного результата и внешнего эффекта (это связано, в том числе, и с перестройкой большей части боевых систем на спортивный лад) полностью исключают этот, один из важнейших аспектов преподавания.

Философская концепция «ДОДЗЁКУН» (Dojokun) является по своей сути сводом основополагающих этических норм поведения ученика - Сисей (Shisei), определяющих и направляющих правильное его саморазвитие.

Принципы Додзёкун осуществляют связь между философской основой такого всеобъемлющего понятия, как «Учение о пути «ДО»»- ДОКЁ (DOKYO), и усвоением и практическим применением формальной техники каратэдо - ДЗЮЦУ.

Додзёкун способствуют плавному осмысленному переходу от интеллектуального накопления знаний к практической отработке и применению техники каратэ.

Додзёкун , как некий кодекс для постижения каратэдо, сформулированные впервые выдающимся мастером Окинаватэ Сакугава (Sakugawa), и состоящие из пяти основных краеугольных принципов – Кайсетсу (Kaisetsu), стали идеологической основой практически всех школ и стилей Тодэ - Окинаватэ- каратэ:

  • познай себя
  • познай окружающий мир
  • придерживайся благородных побуждений и устремлений, будь предан своему учителю
  • всегда соблюдай этикет поведения
  • не будь агрессивен ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках.

Концепция ШУ ХА РИ рассматривает три стадии, три уровня познания мира в целом, а для каждого индивида, его жизненного пути в частности. Каждая из стадий развития индивида (ученика, если речь идёт о боевых искусствах) охватывает определённый этап познания пути «ДО», который обусловлен не столько какими-то временными рамками, а скорее определяется уровнем развития индивидуального опыта, мастерства и интеллекта ученика.

Постижение КОСИКИ ДЗЮЦУ также базируется на этих философских принципах.

Первый уровень познания - уровень «ШУ» - 守.

Уровень «ШУ» охватывает ученические разряды с 10-го по 1-й Кю. Ученики, находящиеся на данном этапе развития называются «Мюданся» (Myudanshа).

Интеллектуальный уровень «ШУ» предполагает точное следование правилам школы, к которой относится ученик, и указаниям учителя, под руководством которого он проходит обучение. Ученик должен почувствовать себя частицей большого коллектива. Должен научиться правильно выполнять все законы школы, следовать общепринятым требованиям и нормам поведения. Задача обучающегося - сосредоточиться на получение информации и технических навыков, их осмыслении, повторении, и стремлении в совершенствовании при их неоднократном и систематическом выполнении. Через многократное повторение всего полученного материала и постоянное улучшение качества выполнения технических элементов и их комбинаций ученик начинает понимать сокровенный смысл знаний, полученных на этом этапе познания. Когда это происходит - уровень «ШУ» достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.

Уровень «ХА» - 破.

Уровень «ХА» считается первым мастерским уровнем, и охватывает квалификационные разряды с 1-го по 4-й Дан. Ученики, достигшие этого уровня, называются «Юданся» (Yudansha).

На стадии развития «ХА» ученик, следуя всем правилам и законам школы, начинает анализировать свои действия. При выполнении, как отдельных технических элементов, так и их комбинаций, ученик должен пытаться сочетать требования школы, стиля боевых искусств, к которой он принадлежит, со своим индивидуальным опытом, уровнем мастерства, личными физическими, умственными и духовными данными, а также эмоциональным настроем. На этом этапе развития ученик может изучать и анализировать опыт и практики других школ и направлений, обогащая таким образом технику своей школы.

Уровень «РИ» - 離

Уровень «РИ» является уровнем гранд мастеров, и охватывает квалификационные разряды с 5-го по 10-й Дан.

Ученики, достигшие данного уровня, называются «Коданся» (Kodansha). Уровень «РИ» чрезвычайно важен в развитии каждого мастера боевых искусств, т.к. он предполагает параллельное развитие личности в двух направлениях. С одной стороны мастер остаётся учеником своей школы и продолжает её традиции и использует арсенал её технических приёмов и форм, а с другой стороны, он должен развиваться дальше индивидуально как личность, и вносить нечто новое и прогрессивное в эти знания. Этот процесс требует от ученика высочайших моральных качеств. Когда уровень «РИ» достигнут, начинается фаза «ШУ» в новом измерении.

Все эти принципы позже легли и в основу стиля Сёринзирю Кенкокан каратэдо , основанного в середине 20-ого века мастером Кайсо Кори Хисатака.

В системе Косики Дзюцу в качестве её стилевой, технической основы заложены традиционные направления Окинаватэ, входящие в группу стилей, объединённых общим стилевым понятием - Сёрин, и в частности, Сёринрю по школе Матсумура, а также одной из её современных версий - Сёринзирю Кенкокан каратэдо по школе Кайсо Кори Хисатака. Поэтому, в основе аттестации по Косики Дзюцу лежит, прежде всего, контроль и оценка теоретических знаний, контроль качества выполнения технических элементов и их комбинаций - Ваза, а также технических комплексов - Ката, основанных именно на этой стилевой базе.

Ханси М.В.Крысин , изучая Сёринзирю Кенкокан каратэдо на протяжении 25 лет, а также другие направления каратэ и японских боевых искусств, значительно расширил это направление современного каратэ, что получило своё отражение при создании им системы Косики Дзюцу . Из схемы, показывающей основные составные части системы Косики Дзюцу , видно, что основное внимание уделяется изучению и отработке технических элементов, которые должны быть в дальнейшем реализованы для проведения высокоэффективной техники самообороны. Косики каратэ, являясь лишь одной из составных частей подготовки учеников к ведению поединка – КУМИТЭ, которая является частью системы Косики Дзюцу , направлено исключительно на развития её спортивно-соревновательной составляющей. Поэтому при проведении аттестаций соревновательные поединки среди аттестуемых учеников не проводятся, а уровень их подготовки в умении вести поединок оценивается лишь по объективным показателям - результатам их личного участия в соревнованиях по Косики каратэ разных уровней.

Для развития Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране Ханси М.В.Крысиным в 1991 г. была создана Федерация Сёринзирю Кенкокан каратэдо-Косики каратэ СССР , которая в 1992г. была преобразована в Федерацию Косики каратэ России. Одним из важнейших вопросов, которые должна была решать Федерация, стала выработка методики преподавания стиля Сёринзирю, и, безусловно, методики проведения аттестационных экзаменов для присуждения ученикам квалификационных разрядов – КЮ и ДАН. Результатом этой кропотливой работы стали, написанные и опубликованные Ханси М.В.Крысиным в 1998г. Аттестационные требования для присуждения квалификационных разрядов по стилю Сёринзирю Кенкокан каратэдо.

В 2013г. Аттестационные требования были переработаны и дополнены новыми разделами. Принципиально новой стала система присуждения квалификационных разрядов и соответствующих им квалификационных поясов.

10 КЮ 9 КЮ


8 КЮ 7 КЮ


6 КЮ 5 КЮ


4 КЮ 3 КЮ


2 КЮ 1 КЮ


1 ДАН

Третий Дан - «Сандан» (Sandan) и Четвёртый Дан - «Ёндан» (Yondan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются полосы чёрного и белого цвета

Пятый Дан - «Годан» (Godan) и Шестой Дан – «Рокудан» (Rokudan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и чёрного цвета.

Седьмой Дан - «Нанадан» (Nanadan) и Восьмой Дан - «Хачидан» (Hachidan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и белого цвета.

Девятый Дан - «Кудан» (Kudan) и Десятый Дан – «Йодан» (Yodan)
одноцветный пояс пурпурно-красного цвета

Чётко обозначив требования на каждый квалификационный разряд с 10-ого КЮ и до высших мастерских разрядов – Дан, данная система позволяет инструкторам и тренерам более продуктивно строить свою методическую работу.

Принята новая система квалификационных поясов, в которую введены новые цветовые решения ученических и мастерских поясов, что даёт возможность тренерам более гибко подходить к процессу аттестации и созданию новых мотивационных предпосылок для обучения учеников.

Оставаясь практически традиционными для Федерации Косики каратэ России, Аттестационные требования в новой редакции были дополнены разделами, ориентированными на углублённое изучение приёмов самообороны, как против невооружённого противника, так и противника, вооружённого различными предметами.

Особое внимание при оценке выполнения экзаменуемыми учениками технических комплексов – Ката, уделяется качеству выполнения отдельных технических элементов и их комбинаций.

Принимая во внимание безусловную историческую приоритетность развития Косики каратэ и Сёринзирю Кенкокан каратэдо (возможно и другое написание названия стиля – Шориндзирю Кенкокан каратэдо) в нашей стране Ханси М.В.Крысиным и Федерацией Косики каратэ России , всем организациям, пытающимся изучать и практиковать Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ, следует учитывать, что использование Аттестационной системы, принятой в Федерации Косики каратэ, недопустимо, может рассматриваться как покушение на интеллектуальную собственность Федерации.

Сюхари или Сухари (守破離) — японская концепция обучения различным техникам (обычно — боевым искусствам). Включает в себя 3 стадии обучения:

  • Сю — предполагает точное следование правилам и указаниям учителя. Задача обучающегося — сосредоточиться на действии, отточить его исполнение. Он, путем многократного повторения, осваивает все правила и приемы. Когда это происходит — уровень Сю достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.
  • Ха — на этой стадии обучающийся перестает слепо следовать всем правилам. Он обдумывает свои действия, изменяет правила, пробует их нарушать, строит новую систему своих собственных правил. Также он осваивает новые приемы у других учителей.
  • Ри — на этой стадии задача — освободиться от правил, перейти в новое измерение (Дао), где правил нет, а есть естественный ход вещей. Когда тело, наконец, освободилось от всех правил — уровень Ри достигнут и начинается фаза Сю в новом измерении.

В любом учении бывает три стадии.
- Некритическая. Для того чтобы усвоить какое-либо учение на уровне знания, необходимо подойти к нему некритически, с полным доверием. Стать его искренним поклонником. Получить моральное право его пересказывать. Тот, кто пропускает первую стадию, становится недоучкой . Тот, кто застревает на ней, становится зомби .
- Конструктивно-критическая. Для того чтобы усвоить учение на уровне понимания, необходимо подойти к нему конструктивно-критически с желанием его улучшить, усовершенствовать, устранить его внутренние противоречия и несоответствия фактам, придать ему стройность и красоту. Тот, кто эту стадию пропускает, становится перебежчиком , а тот, кто на ней застревает, - вечным учеником .
- Деструктивно-критическая. Для того чтобы усвоить учение на уровне его преодоления, необходимо обнаружить его пределы, его ограниченность и неспособность к дальнейшему развитию без радикальной перестройки. Разрушить до основания и выявить пригодные элементы для построения иного, более совершенного учения. Тот, кто с этой стадии начинает, пропуская первую и вторую, становится невеждой . Тот, кто не пропускает ни одной из трех стадий, кто их последовательно и без лукавства проходит, становится преемником .

А вот еще по этой теме в Хагакурэ, о полезности человека на каждом этапе.

«В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен, но он осознает свое несовершенство и видит несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает».

Это общие этапы. Но есть также еще один этап, который важнее всех остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что преуспел. Он лишен гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь до конца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил: «Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя».

Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

Четыре стадии научения: 1. Неосознанное незнание 2. Осознанное незнание 3. Осознанное знание 4. Неосознанное знание