Шаги к получению профессии"машинист электропоезда". Помощник машиниста: обучение, обязанности и функции Сколько надо учиться на помощника машиниста поезда

Большое количество людей, которые ездят на метро, поездах, электричках, никогда не думали о том, кто управляет механизмом. Ведь именно от машиниста зависит безопасность пассажиров. После различных несчастных случаев, многие задавали вопрос: вернется ли к работе человек, управлявший составом? В большинстве случаев машинисты возвращаются к исполнению своих обязанностей. В этом им помогают психологи. Многие предприятия данной области изначально занимаются тестированием тех, кто собирается стать машинистом. Некоторым это не по силам.

Можно подметить, что, например, в метро женщин-машинистов практически нет. Ведь это работа действительно не из легких. Психологи отмечают, что приблизительно из 100 человек, что прибывают в отделы кадров, машинистом становится только один. 50% убывает сразу по «семейным» причинам. Причиной служит то, что не всех радуют ночные дежурства и работа в выходные. Вторым моментом является не соответствие здоровья профессии. Например, нагрузка на зрение машиниста огромная.

Еще одним отсеивающим фактором является отчисления за неуспеваемость. Профессия машиниста не требует высшего образования, но там нужны фундаментальные знания и отличная память. Еще некоторые не проходят проверку психолога.

Как стать машинистом поезда

Машиниста поезда еще называют машинистом локомотива. Работа для того, кому нравится путешествовать и желает объездить страну. Тому, у кого есть возможность быть далеко от дома несколько дней или недель. Также у профессии машинист поезда есть следующие плюсы: приличная зарплата и хорошая пенсия.

Требования к машинисту поезда:

  • Возраст – от 18 лет;
  • Тест на наличие наркотических веществ в крови;
  • Способность быть в состоянии одиночества большой промежуток времени и в чрезвычайных ситуациях.

Машинист - обучение

Машинист поезда должен пройти обучение, которое состоит из теоретической и практической части. Длительность обучения может быть несколько недель или месяцев. Многие машинисты проходят обучение в учреждениях при железнодорожных компаниях, но также есть такие, которые обучаются в колледжах, после того как их закончат они получают степень младшего специалиста в области перевозок. Для начала лучше получить начальный уровень, например, степень рабочего, тормозного оператора или проводника, чтобы был опыт и дополнительные навыки. Машинисту, который будет водить пригородные поезда, хорошо помог бы опыт вождения автобуса.

После завершения обучения нужно сдать экзамены и если успешно, тогда выдается лицензия. После чего можно начать зарабатывать стаж. Периодически необходимо проходить дополнительную аттестацию для доказательства актуальности лицензии.

Как стать машинистом метро

Получить работу машиниста метрополитена довольно тяжело, так как конкурс на место очень высок. Это связано с тем, что на этой должности есть солидный соцпакет, а именно: Высокая заработная плата, социальные гарантии, 45-дневный оплачиваемый отпуск и возможность получить бесплатное высшее образование. На должность машиниста метро берут, в основном, только мужчин. Все из-за высокой сложности профессии, а также нужно быть постоянно внимательным.

Как стать помощником машиниста

После поступления на работу необходимо обучаться на специальность помощника машиниста в специальном учебном центре. В обучение, длительность которого по будням несколько месяцев, будут входить строение состава, функции рычагов и кнопок, обязанности, навыки оказания первой медицинской помощи. После завершения учебы нужно сдать экзамены. После чего придется поработать помощником машиниста и затем сдать еще экзамен. После чего допустят к обучению машиниста. Нужно будет после окончания учебы сдать два экзамена: знание трассы и «аварийные игры». После обучения необходимо поездить с машинистом со стажем, который будет подстраховывать. Затем будет проверка знаний на допуск к управлению механизмом самостоятельно.

Можно сделать следующий вывод – чтобы обрести профессию машиниста, нужен приблизительно год. А для того, чтобы утвердиться на месте необходимо три года.

Изначально машинист не имеет никакого класса. Лишь проработав год он может сдать экзамен для получения третьего класса, после двух лет работы по профессии на второй, а после трех на первый. С повышением класса идет прибавка к зарплате на 10%.

Возможно Вас заинтересуют.

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 01.08.2019

Россия 60000—100000 ₽

Москва 57000—103000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Работа в метрополитене есть всегда. А самые доходные вакансии здесь - это машинист. Как стать машинистом метро в Москве и что нужно, чтобы работать по данной специальности? Давайте узнаем.

Очень часто можно слышать объявления в метро о наборе на обучение машиниста электропоезда метрополитена.

Это означает, что вакансии практически всегда есть, работой будут обеспечены все желающие и достаточно много привилегий у работников. Так ли это на самом деле и так ли просто стать машинистом метро?

Что нужно, чтобы стать машинистом метрополитена?

Для начала, надо оценить реально своё здоровье, потому что даже просто проезжая в метро пассажиром многие некомфортно себя чувствуют, закладывает уши, постоянный шум приводит к головной боли.

Если такие нагрузки никак не сказываются на самочувствии, можно начинать первые шаги к получению профессии машиниста. Для подробной информации необходимо обратиться в отдел кадров метрополитена и узнать, что нужно, чтобы стать машинистом метро.

Обратиться в отдел кадров, конечно же, надо с документами, удостоверяющими личность, с военным билетом, документом об образовании, и при этом быть не старше 40 лет, не иметь судимости и только тогда получить направление на медицинскую комиссию.

Комиссия очень сложная, надо получить заключение более 20 врачей, основное внимание уделяют зрению, слуху, стрессоустойчивости, работе сердца.

Если заключение медицинской комиссии будет – «годен», можно сделать следующий шаг к тому, чтобы стать машинистом метро. Этот шаг – обучение.

На обучение принимают только мужчин, женский труд в должности машиниста не допускается. Обучение можно пройти в учебно-производственных центрах метрополитена. Это самый короткий путь к профессии, которым пользуется большинство желающих стать машинистом метро.

Так же можно отучиться в железнодорожных колледжах, это будет сложнее и дольше по времени. Обучение же в учебных центрах на помощника машиниста - 1 месяц, на машиниста - 6 месяцев.

Но это не означает, что отучившись 6 месяцев можно сразу стать машинистом. Сначала за 1 месяц учебы получают квалификацию помощника машиниста, умеющего проверить состояние поезда, обнаружить неисправности и прошедшего поездную практику на определённом маршруте с наставником.

После удачной сдачи экзамена придётся некоторое время работать помощником машиниста, проверять состояние электропоезда, следить за посадкой пассажиров, реагировать на вызовы от пассажиров и, конечно же, перенимать опыт машиниста в управлении электропоездом. В среднем, через 1- 1,5 года работы из помощников можно перейти в машинисты.

Как стать машинистом метро в Москве?

Что нужно, чтобы стать машинистом метрополитена в Москве? Для работы в московском метрополитене требования такие же, как и в любом другом, только дополнительно требуется прописка Москвы или московской области. Все остальные требования такие же: медицинская комиссия, образование, служба в армии, возраст до 40 лет, отсутствие судимости.

Если все эти требования соблюдены – можно пробовать свои силы и стать машинистом метро в Москве, начав с учебы на машиниста в учебном центре.

За время учебы выплачивается стипендия около 20 тысяч рублей. За счет внедрения современных технологий (компьютерные программы, тренажёры) обучение проходит быстро и качественно. Предпочтение отдается тем претендентам, кто пришёл переучиваться с другого вида транспорта – трамвая или электропоезда РЖД.

Что нужно, чтобы работать в метро машинистом?

Завершение учебы ещё не означает, что работа будет удовлетворять всем требованиям. Что нужно, чтобы работать в метро машинистом? Большое желание, целеустремлённость, физическая и психологическая выносливость, способность быстро переключать внимание, хорошая память, стрессоустойчивость, умение быстро снять напряжение и успокоиться, а также чувство юмора, без которого сложно работать в постоянном напряжении и стрессе.

И ещё, чтобы работать в метро машинистом:

  • нужно быть готовым к перегрузкам,
  • напряжению на глаза и слуховой аппарат,
  • нужно быть готовым в ночные смены отдыхать в комнате отдыха в метро,
  • нужно уметь перекусывать прямо во время движения,
  • быть готовым выполнять более 50 инструкций во время смены,
  • всегда быть готовым к внештатной ситуации, к аварийной ситуации в пути и спасению жизни людей.

Вот как стать машинистом метро. И нужно понимать, что в любой аварийной ситуации именно машинист является единственным знающим человеком, который может помочь.

Работа осуществляется по определённому маршруту, по которому сначала проходит стажировка, а уже потом допускают до самостоятельного управления. На разных ветках метрополитена свой штат работников.

С точки зрения доходов, лучше стать машинистом метро в Москве. Именно в столице у работников этой специальности самые высокие доходы. Им уступают машинисты Санкт-Петербурга, а еще ниже получают во всех остальных городах.

Конечно же, управлять поездом без образования не пустят. Но обучение – это еще не все. Как стать машинистом и что нужно знать и уметь? Давайте разбираться.

Кажется, что вопрос не требует рассуждений, как становятся машинистами примерно знают все. Нужно получить образование, но дело в том, что после обучения еще нельзя приступать к выполнению профессиональных обязанностей.

Согласно опросу, большинство думает, что учеба – это все, что нужно, чтобы стать машинистом. Отчасти они правы, но только отчасти.

Заблуждаются опрошенные и в вопросе о том, сколько учиться на машиниста, какие предметы нужно сдавать и доступна ли эта профессия женщинам.

Ошибочных рассуждений много, поэтому попробуем их развеять.

Что нужно, чтобы стать машинистом?

Во-первых, нужно сказать, для того, чтобы стать машинистом необходимо иметь крепкое физическое здоровье и устойчивую психику. Специальность машиниста можно получить только после получения базового технического образования и накопления определенного стажа работы на железной дороге в качестве помощника машиниста.

В эту профессию не берут слабых парней; женщин, какими бы сильными они не были, не берут тоже. На законодательном уровне установлены требования к кандидатам на должность машиниста и как становятся машинистами женщинам никогда лично не узнать. Им путь в профессию закрыт.

Как становятся машинистами?

Если вы родились мужчиной, у вас нет физических ограничений, а здоровью можно позавидовать, есть смысл попробовать. Начальный этап – обучение в колледже, училище или техникуме. То есть, поступление в ссуз.

Железнодорожные ссузы осуществляют прием выпускников 9 и 11 классов. Срок обучения, чтобы стать машинистом - на базе 9 классов составляет 3 года 10 месяцев, на базе 11 классов - 2 года 10 месяцев.

Альтернатива ссузам – поступление в высшее учебное заведение. Их в нашей стране не очень много, поскольку для того, чтобы стать машинистом не нужен диплом вуза. Но если получать высшее профессиональное образование, то хуже не будет. Будет дольше. Учеба займет около 5 лет. Поступить можно при наличии оконченных 11 классов школы или после ссуза.

Также есть вариант обучения на курсах, например, на должность машиниста метрополитена, но берут, в основном, парней с военным билетом и оконченным средним профессиональным образованием.

Какие предметы нужно сдать на машиниста?

Это зависит от варианта места обучения. Для курсов сдавать ничего не требуется. Если поступать в вуз, техникум или колледж после 11 класса, все, что нужно, чтобы стать машинистом - предоставить результаты ЕГЭ.

При любом варианте поступления не стоит забывать, что абитуриенту нужно отличаться отменным здоровьем и это гораздо более сложный вступительный экзамен, который сдаст не каждый.

В ссузах учиться на машиниста можно по направлению «Техник». Почему техник, а не машинист поезда? Дело в том, что в России профессии машиниста практически нигде не обучают, ее осваивают постепенно, а окончательно должность присваивается уже по месту работы.

Средние профессиональные технические образовательные учреждения выпускают техников – будущих машинистов по нескольким направлениям подготовки.

Какие предметы нужно сдавать на машиниста по этим направлениям, определяет учебное заведение, в большинстве случаев это математика (устно) и русский язык (диктант) на базе 9 классов.

Часто высшие учебные заведения готовят инженеров железнодорожного транспорта по тем же специальностям что и техникумы. Но некоторые предоставляют более широкий перечень специальностей. Средний срок обучения в институте 5 лет. Зачисление в абитуриенты происходит на основании результатов ЕГЭ, при этом некоторые учебные заведения устанавливают обязательным ЕГЭ по физике. Некоторые специальности можно получить только в высших учебных заведениях городов административного значения.
И всё-таки, как стать машинистом? За редким исключением, ни один вуз и ссуз не выпускает специалистов с квалификацией машинист.

Имея на руках диплом выпускника железнодорожного вуза или техникума, необходимо будет смириться с тем, что это еще не конец учебы и не получение профессии, а только доступ к железной дороге.

Как становятся машинистом лучше всех знают помощники – ведь именно с этой должности стартует кандидат. После получения образования, помощнику предстоит отработать на железной дороге несколько лет и получить практический опыт. После этого его ждут курсы повышения квалификации и экзамены, а следом за ними можно будет пробовать свои силы по основной специальности.

Только так становятся машинистами и обучение – это серьезный этап, но за ним потребуется получить практические знания. В целом, на то, чтобы стать машинистом уйдет не менее 3х лет. И это в лучшем случае.

А вообще, чтобы стать машинистом первого класса, нужно отработать в профессии несколько лет и получить максимальный уровень квалификации.