Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения. Журнал "союзное государство" Минский тракторный завод объемы производства

О результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МТЗ» доложил Президенту Республики Беларусь генеральный директор Федор Домотенко.

Ряд совещаний провел глава государства с руководителями Мингорисполкома, министерств и ведомств по ситуации, сложившейся в экономике и на рынке труда. Логическим продолжением стало обещанное Александром Лукашенко посещение крупнейших предприятий Минска, чтобы на местах убедиться в том, как обстоят дела в коллективах. 15 мая Президент Республики Беларусь посетил Минский тракторный завод.

Предприятие наше знаковое во всех отношениях. Градообразующее, валообразующее, один из крупнейших поставщиков продукции на экспорт (сегодня каждый десятый трактор в мире – марки «Беларус»). МТЗ – это свое-образная площадка, где в миниатюре можно изучать тенденции и ситуацию, которая складывается в частности на промышленных предприятиях и в целом в экономике страны. В структуру «МТЗ-ХолдингА» входят десять предприятий, головное – ОАО «Минский тракторный завод», на котором трудится около 18 тысяч человек, а в целом в холдинге – около 30 тысяч. Как отметил глава государства, если помножить эту цифру на четыре (среднестатистическая белорусская семья), получим внушительную цифру людей, которых кормит эта внушительная махина. И под «кормит» здесь надо понимать не только заработную плату, но и тот социальный пакет, который обеспечивает определенные условия комфорта, труда и быта. Поэтому и поставил глава государства перед правительством и руководителями предприятий одну из важнейших на сегодня задач – сохранение трудовых коллективов.


Глава государства посетил корпус сборки тракторов, где посмотрел, как работает главный конвейер, и встретился с заводчанами.

– Ситуация в мире непростая, – сказал на встрече с заводчанами Александр Лукашенко. – Держитесь за свои рабочие места. Поменьше слушайте болтунов. Развернулась жесточайшая конкуренция. Нефть, природный газ, металлы, конечная реализация товаров – там интересы и основные деньги. Идет борьба, вплоть до горячей войны. Нам в это трудное время надо выстоять, выдержать, сохранить страну. Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать. Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего.

Минский тракторный завод, как и другие предприятия нашей страны, уже проходил трудные времена. Зарплата задерживалась, были задолженности по платежам в бюджет. И тогда нашлись те, кто хотел дестабилизировать обстановку, рассуждая о том, что предприятие надо продать, что у него нет будущего. Но благодаря разумной политике руководства страны и государственной поддержке, благодаря взвешенному решению Президента Беларуси коллектив поддержали. И коллектив доказал – он может, хочет и будет работать так, чтобы марка «Беларус» по-прежнему была известна во всем мире.

Объективная реальность нынешнего времени – мировой финансово-экономический кризис, изменение политического баланса сил на постсоветском пространстве оказали влияние на развитие экономики нашей страны в целом и предприятий в частности. Качество товара, создание инновационной продукции, жесткая маркетинговая политика плюс взвешенные управленческие решения – основа стабильной работы любого субъекта хозяйствования, особенно промышленного предприятия. Объективно надо признать, что на МТЗ есть свои трудности, но есть и свои позитивные наработки, есть опыт решения проблем, и самое главное – есть те, кто эти проблемы способен преодолевать.


В МЦ-5 главе государства генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко (справа) и главный технолог ОАО «МТЗ» Александр Лебедев (слева) рассказали о современном немецком и итальянском оборудовании с высококачественной обработкой деталей.

Говоря о состоянии дел на Минском тракторном заводе по итогам посещения предприятия, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Но, осмотрев модельный ряд тракторов, выставленных на призаводской площади, побывав в механическом цехе № 5, корпусе сборки тракторов, оценив информацию о финансово-хозяйственной деятельности, которую доложил генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко, глава государства сделал вывод, что завод имеет перспективу.

– Главное, что вы – ваши руководители от технологов до гендиректора – идите перспективу развития завода на ближайшие пять лет. И я уверен, что те деньги, которые нужны на модернизацию, вы найдете в собственном производстве, – отметил Александр Григорьевич на встрече с представителями трудового коллектива предприятия.

В своем докладе генеральный директор не скрывал ни одной «проблемной» цифры и четко доложил стратегию развития на ближайшую перспективу. Она касалась передачи части производства на предприятия, входящие в холдинг, для высвобождения площадок под сборку энергонасыщенных мощных тракторов. При этом Федор Александрович заверил главу государства, что ни один сантиметр производственных площадей не будет отдан под аренду. Пристальное внимание будет уделено всем предприятиям, входящим в холдинг, но особый упор – на предприятия, которые производят готовый продукт (ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и ОАО «Мозырский машиностроительный завод»). Руководитель рассказал о планах по модернизации производства (до 2020 года в нее будет вложено более двухсот миллионов евро), о перспективных новых моделях и модификациях выпускаемой техники, о ее продвижении на внешние рынки и тактике по сокращению имеющихся объемов складских запасов. Президент ознакомился с образцами выпускаемой на предприятии техники, в том числе с перспективными разработками, а также осмотрел линейку навесного оборудования производства ОАО «Амкодор». Александр Григорьевич с удовлетворением отметил, как изменились внутренний и внешний дизайн и комфортность кабины малогабаритных тракторов. Глава государства обратил внимание на недопустимость необоснованного импортирования продукции, которая производится на предприятиях Беларуси. Президент потребовал от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок:

– Упаси вас Господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим. Мы все умеем делать сами. И надо прежде защищать, поддерживать и продвигать собственного производителя.

По словам главы государства, в ближайшее время на эту тему запланировано специальное совещание, где правительство доложит о принимаемых мерах и отчитается по поводу обоснованности того или иного импорта.


На главном конвейере Александр Лукашенко включился в производственный процесс и помог устанавливать кабину трактора.

Конечно, пробиться в Европу или на какой-либо другой рынок не так просто. Конкуренты и не думают пропускать нашу продукцию или делают это очень неохотно. Но если для наших производителей будут ставить барьеры, то и наша страна вправе ответить тем же.

Как сказал глава государства:

– Мы предупредили: вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы будете торговать через Балтику или Украину.

Александр Лукашенко напомнил, что даже в условиях введения Россией ответных санкций в отношении целого ряда западных товаров Беларусь не прекращала сотрудничать с поставщиками на Западе.

По словам Президента, есть несколько причин, вызвавших те процессы, которые сегодня происходят в белорусской экономике. Прежде всего – внешние, учитывая, насколько медленно и тяжело идут процессы восстановления мировой экономики. Например, непростая ситуация сейчас на российском рынке. Для наших предприятий это основной потребитель продукции (туда ее поставляется около половины).

– МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека, – заметил Президент.

Информация генерального директора МТЗ Федора Домотенко о стратегических направлениях по освоению новых рынков сбыта и закреплению на существующих стала предметом обсуждения и на выставке готовой техники, и в разговоре с коллективом. Маркетинговая политика предприятия делает упор на диверсификацию рынков сбыта и продвижение новых моделей энергонасыщенных тракторов. Если уменьшились поставки тракторов на традиционный российский рынок, идет усиленная проработка новых. По словам генерального директора, проведены переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, уже получены официальные приглашения и в ближайшее время планируется подписание контрактов. Создается сборочное производство в Пакистане и уже создано в Литве. Сейчас идет сертификация продукции под требования европейского законодательства об экологии и так далее. Определенная часть продукции пойдет на рынок Европы. После недавнего визита в нашу страну Председателя КНР Си Цзиньпина в числе других рассмотрен вопрос о создании еще одного сборочного производства в Китае.

Два работающих сборочных производства тракторов МТЗ в этой стране показали, что рынок этот громадный и за него надо держаться.

Главе государства в модельном ряду техники был продемонстрирован трактор « », который собирается в Китае. Еще одна новинка минских тракторостроителей – «Беларус», работающий на газомоторном топливе. Как доложил генеральный конструктор МТЗ Андрей Стасилевич, использование этого вида топлива позволяет существенно сэкономить на эксплуатации. Это показатель становится третьим и неотъемлемым звеном в уже известной цепочке «цена – качество» и играет немаловажную роль в решении потребителя приобрести или нет технику. Так вот, перевод даже 10 процентов коммунальной техники и транспорта на газ позволит экономить десятки миллионов долларов. В Минске уже эксплуатируются пробные партии подобной техники. Подписанная в конце 2014 года «Газпромом газомоторное топливо» и «Газпромом трансгаз Беларусь» дорожная карта по развитию рынка газомоторного топлива Беларуси предусматривает активное взаимодействие с органами власти по введению стимулирующих механизмов приобретения техники, работающей на природном газе, и сотрудничество с заводами-изготовителями автотранспорта по развитию производства газобаллонной техники. Выпустив новую модель трактора, МТЗ вошел в число таких предприятий.

Александр Лукашенко не единожды высказывался о том, что рассчитывать на получение бюджетной поддержки можно только под конкретные бизнес-планы, контракты и проекты:

– Просто так деньги никому давать не будут. Нужен результат, реальный план.

Президент отметил, что белорусские предприятия, в том числе и МТЗ, получают природный газ по цене практически в два раза дешевле, чем на Западе. В формировании цены на готовый продукт это немаловажное конкурентное преимущество.

– Это, наверное, не вечно. Хотя мы будем стараться делать так, чтобы эта составляющая себестоимости была как можно ниже. А в остальном, если вы хотите больше зарабатывать, смотрите на себе-стоимость от включенной или выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись, – сказал глава государства.


Заводчане показали, как они реализовывают план техперевооружения и модернизации своего производства. Президент побывал в механическом цехе № 5, где установлено современное немецкое и итальянское оборудование с высоким качеством обработки деталей.

В линейке техники был представлен и трактор на гусеничном ходу. Президент посоветовал подумать о расширенном производстве такой машины. Среди новинок заводчане продемонстрировали трактор с электромеханической трансмиссией, способный в случае острой необходимости при аварии обеспечить электроэнергией небольшую ферму. Особое внимание было обращено на энергонасыщенные «Беларусы». На выставке 450-сильный трактор выделялся своими габаритами и, конечно же, функциональными возможностями и техническими характеристиками. Причем на этом заводские конструкторы не остановились – на очереди трактор мощностью 500 лошадиных сил.

Подняв вопрос о качестве продукции, Александр Лукашенко сказал, что у новых образцов современной техники могут быть определенные недочеты.

– Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику, – сказал Президент. – Поэтому, если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммунальных служб. Зачем? Завод (где производятся отечественные трактора) рядом. Ну, вышел из строя какой-нибудь узел, так его мгновенно отремонтируют.

На встрече с трудовым коллективом глава государства добавил, что не дай Бог откуда-нибудь из любого уголка мира поступит претензия на качество – пощады бракоделам не будет.

Александр Лукашенко подчеркнул также, что «со счетов нельзя сбрасывать и еще одну причину существующих проблем: это наша безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность». Задача номер один – необходимость сокращения себестоимости выпускаемой продукции.

Что касается возможности роста заработных плат, то, по словам главы государства, если позволяют финансовая ситуация, возможность дополнительно материально простимулировать труд конкретных специалистов, которых важно сохранить для дальнейшего развития предприятия, всегда есть.

– Будешь в хорошем плюсе – доплати. Но людям нужно объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году реализовать эти планы, – подытожил Президент Беларуси, обращаясь к генеральному директору МТЗ Федору Домотенко.

И добавил, что необходимо трезво смотреть на эти вещи. «Гнать» зарплату никто не будет, важно сохранить ее на уровне прошлого года. При этом Александр Лукашенко добавил, что при ограниченных возможностях поднимать зарплату в Беларуси сохранится контроль за ценообразованием.

– Мы постараемся при отсутствии роста заработной платы сбалансироваться так, чтобы цена не захлестывала заработную плату, – сказал глава государства.
Вместе с тем Александр Григорьевич подчеркнул, что по ряду товаров сдерживание цен недопустимо, так как это приведет к их вымыванию из розницы. А вот по коммуналке двигаться так, как раньше, не будем, добавил глава государства.


На встрече с заводчанами Президент ответил на вопросы и дал оценку работе предприятия.

При общении с коллективом звучали и юмор, и серьезные оценки, и житейские пожелания. Тракторозаводчане задали ряд вопросов, которые касались развития социальной инфраструктуры, молодежной политики, спорта, оценки работы и роли в общественных процессах профсоюзов.

На вопрос о развитии торговой сети, в частности строительства крупного супермаркета в Дражне, глава государства сказал, что разберется. И тут же добавил, что крупные супермаркеты – это не всегда благо, надо взвешенно принимать решение об их строительстве, а желающих возводить такие торговые объекты предостаточно. На вопрос, будут ли возводиться в стране объекты для занятия молодежными видами спорта, Александр Лукашенко ответил утвердительно.

Отвечая на вопрос о роли профсоюзов в общественных процессах, глава государства отметил, что такие общественные организации, как профсоюзные, ветеранские, молодежные и женские, – это основа гражданского общества.

Как уже говорилось выше, Президент Беларуси, оценивая увиденное на заводе, сказал, что ожидал худшего. Конечно, и сегодня ситуация непростая. Но заводчане не стоят на месте, выпускают новую продукцию, продвигают ее на мировые рынки. И самое главное, что хотели услышать заводчане, они услышали. Государство, однажды сохранив завод, поддержит его и сейчас. Но иждивенческий подход в этом вопросе не уместен. Иначе, как сказал белорусский лидер, надо было еще в те далекие времена продать его частнику. Вот только что стало бы с предприятием, трудно сказать, и был бы на рынке знаменитый трактор «Беларус», неизвестно. Заводчане это хорошо прочувствовали. И благодарили за внимание к их трудовому коллективу. А глава государства еще раз подчеркнул, что несмотря на непростые времена, у завода есть перспектива.

– Главное, что ваше руководство видит перспективу развития предприятия. Завод ваш был, есть и будет всегда. Это бренд, лицо страны, – сказал Александр Лукашенко.

– Берегите себя, своих детей и семью. Все остальное образуется. Не переживайте. Худо-бедно сорганизуемся, сгруппируемся и выдержим. Белорусы и не это выдерживали. Это же не война. Поэтому все в наших руках. Мы способны не просто выживать, а обеспечивать себя так, как надо. Только нужно шевелиться. И берегите свое здоровье. Его ни за какие деньги не купишь, – пожелал заводчанам в конце разговора Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Есть то, что зависит от государства, и оно обещало помочь и поддержать заводчан. А есть то, что в силах решить трудовой коллектив самостоятельно. Качество и количество – понятия не взаимозаменяемые, а взаимопоглощаемые. От того, как мы будем рассматривать эти понятия, зависит и продвижение продукции на рынках, и эффективность производства, и благосостояние страны, коллектива, каждого работника. И здесь, на предприятии, нет главных и второстепенных ролей. Есть свое место в производственной, технологической и управленческой цепочке, объединенной главной задачей. Приоритеты для коллектива МТЗ расставлены. Будем работать.

Алиция Пинюта.
Фото БЕЛТА.

«Основные направления развития белорусского и мирового тракторостроения» — такова была тема международной научно-технической конференции, которая прошла 27 мая на МТЗ. Форум собрал под своей крышей конструкторов, производственников, ученых, маркетологов, торговых представителей - всех, кто непосредственно заинтересован в выпуске конкурентоспособной техники нашей марки и ее дальнейшем продвижении на мировом рынке.

Заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников, открывая мероприятие, поздравил присутствующих с 70-летием завода, пожелал МТЗ увеличения заявок от потребителей техники, а его торговым партнерам - роста продаж «Беларусов». Замминистра сделал акцент на значимости нашего предприятия в экономике страны, в частности на его весомой доле в объеме экспорта отечественной продукции, и пожелал участникам форума интересных злободневных тем и конструктивного разговора.

МТЗ - ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ

За свою 70-летнюю историю Минский тракторный завод снискал славу одного из ведущих мировых производителей сельхозтехники. Достойная репутация предприятия, ставшая результатом труда тысяч заводчан, - не только предмет гордости, но и в хорошем смысле груз ответственности. Сегодня, с учетом весьма непростой ситуации на рынке сбыта, обусловленной негативным влиянием последствий мирового кризиса, продажи техники всех производителей сократились вдвое. Минскому тракторному при этом удалось сохранить абсолютное лидерство в производстве колесных тракторов на постсоветском пространстве, а также свою долю на традиционных рынках сбыта. Об этом сообщил исполняющий обязанности заместителя генерального директора ОАО «МТЗ» по маркетингу - маркетинг-директора Юрий Пототурко.

По словам специалиста, по итогам минувшего года завод выпустил 28411 «Беларусов», что составляет почти 90 процентов объема колесных тракторов, произведенных на территории бывшего Союза. В России, которая традиционно является для МТЗ самым крупным экспортером, парк тракторов на 75 процентов состоит из техники нашей марки. И в нынешней ситуации предприятию удалось сохранить на этом рынке свою долю.

Начиная с 1955-го, а именно этот год стал точкой отсчета экспортных поставок заводской продукции, к примеру, в Пакистан уехало 130 тысяч тракторов, в Венгрию - 115 тысяч, Польшу - 41,7 тысячи, Египет - 40,7 тысячи, на Кубу - 33 тысячи, в Сербию - 23 тысячи. Только за последние десять лет МТЗ экспортировал 505 тысяч «Беларусов» на общую сумму 7,7 миллиарда долларов. География поставок за этот период насчитывает 100 стран.

В частности, в минувшем году предприятие отправило за рубеж 26 тысяч тракторов, уточнил Юрий Пототурко. В общем объеме производства доля поставок техники за пределы республики оставила 97,5 процента.

Учитывая экспортоориентированность выпускаемой продукции, МТЗ имеет широкую товаропроводящую сеть за рубежом. Сегодня она насчитывает 99 организаций, при этом 67 субъектов ТПС работает в странах дальнего зарубежья, 14 - в России, 32 - в остальных государствах Содружества. В частности, за рубежом действует и 12 сборочных производств «Беларусов».

Характеризуя сегодняшнее положение вещей, Юрий Пототурко акцентировал внимание на положительных тенденциях развития экспорта, отмечаемых в нынешнем году. За четыре месяца 2016-го по отношению к такому же периоду минувшего года поставки за рубеж в целом увеличились на 7 процентов. В част-ности, экспорт в дальнее зарубежье вырос на 10 процентов, в СНГ и Украину - на 40 процентов. По мнению специалиста, успех наблюдается прежде всего там, где субъекты товаропроводящей сети действуют с учетом интересов МТЗ и в одной с ним связке. К слову, в очередной раз подвести итоги этой совместной деятельности, проинформировать своих торговых партнеров о новых перспективных разработках, чтобы создать единую картину инновационных возможностей производителя техники, продвижением и продажей которой и занимаются субъекты ТПС, было главной целью состоявшегося 27 мая форума.

В качестве примеров наиболее успешного сотрудничества Юрий Пототурко выделил работу компании «Беларус-Агропанонка» в Сербии. Контрольный пакет акций этой компании - 51 процент - принадлежит МТЗ.

С 2010 года на сербский рынок предприятие поставило порядка 4 тысяч тракторов. Также в числе лучших была названа и на 100 процентов являющаяся собственностью МТЗ компания «Беларус-Трактор» в Венгрии, которой за пять лет было продано 6 тысяч единиц техники.

Исполняющий обязанности маркетинг-директора также отметил активизацию сотрудничества с кубинской стороной, что удалось сделать в рамках действия 534-го Указа главы нашего государства и с использованием кредитных средств Банка развития Республики Беларусь. Он уточнил, что в настоящее время предприятие начало отгрузку продукции на Остров свободы по новому контракту на сумму в 5 миллионов долларов.

Озвучивая планы работы на рынках стран СНГ, и в частности на российском, Юрий Пототурко сообщил о грядущей реструктуризации действующей в соседнем государстве товаропроводящей сети. Новое решение должно способствовать увеличению сферы влияния МТЗ на российском рынке.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕХНИКИ

Умение грамотно выстроить политику продаж - без сомнений, одно из правил успеха на рынке сбыта, но при этом далеко не единственное и не первостепенное. Во главе угла стоят спрос, который, как известно, определяет предложение, и конкурентоспособность выпускаемой продукции. О путях повышения конкурентоспособности техники нашей марки рассказал генеральный конструктор ОАО «МТЗ» Андрей Стасилевич.

Он отметил, что, выпуская широкий модельный ряд «Беларусов», предприятие учитывает особенности эксплуатации тракторов в различных регионах мира и уже сегодня предлагает потребителям машины мощностью от 5 до 350 лошадиных сил, а в ближайшей перспективе - 450 лошадиных сил. При этом предусмотрен и различный технический уровень тракторов - от упрощенных до высокотехнологичных, специальных модификаций и агрегатирующихся с широким спектром сельхозорудий. Андрей Стасилевич озвучил основные направления развития существующего модельного ряда тракторов и создания новых «Беларусов», нашедших свое отражение в принятой на предприятии концепции. В числе этих векторов - переход на интенсивные технологии, решение экологиче-ских аспектов, дальнейшее улучшение условий труда оператора и совершенствование продукции в целом.

Предметно о развитии конструкции тракторов в настоящее время и в перспективе рассказал заместитель генерального конструктора ОАО «МТЗ» - главный конструктор тракторной техники Николай Зезетко. Приоритетные направления инновационного развития специальной техники озвучил заместитель генерального конструктора ОАО «МТЗ» - главный конструктор по спецтехнике Владимир Коробкин.

КОНЦЕПЦИЯ ДО 2030 ГОДА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

На базе принятой концепции инвестиционного и инновационного развития «МТЗ-ХОЛДИНГА» до 2030 года на предприятии разработана стратегия ее реализации. Об этом, а также о перспективных решениях в технологической сфере участникам конференции рассказал главный технолог ОАО «МТЗ» Александр Лебедев.

В числе важнейших стратегических планов холдинга сегодня определены постановка на производство новой продукции, совершенствование и повышение технического уровня выпускаемых машин, улучшение их качества, снижение себестоимости, экономное использование топливно-энергетических ресурсов и полная загрузка производственных мощностей. Для решения этих задач предполагается провести поэтапную модернизацию действующих производств, в том числе заготовительного, термического и механосборочного. Планируемое внедрение инновационных технологий позволит к 2030-му нарастить объемы выпуска тракторов в целом на предприятиях холдинга до 50 тысяч в год. При этом в свете решения об увеличении доли энергонасыщенной техники в общем объеме производства тракторов перед предприятием стоит задача переориентировать имеющиеся мощности преимущественно на выпуск «Беларусов» в 120-350 «лошадей» и больше. На первом этапе - к 2025 году - предполагается довести эту долю до 60 процентов, к 2030-му - до 70-ти.

Кроме того, как отметил Александр Лебедев, с учетом одного из направлений развития тракторной техники, предполагающего переход на выпуск гидромеханической трансмиссии, также предстоит серьезная работа по модернизации производства, причем по всем технологическим переделам. Специалист озвучил и ряд других планирующихся к реализации проектов, нацеленных на улучшение качества выпускаемой продукции, ее дальнейшее совершенствование, повышение энергоэффективности производства. Он уточнил, что сегодня на всех заводах, входящих в состав холдинга, разработаны и приняты к исполнению соответствующие бизнес-планы.

В свете наметившейся тенденции развития выпуска запасных частей на предприятии уже сегодня подготовлен и архитектурный проект строительства логистического комплекса для отгрузки запчастей и тракторокомплектов. Его наличие позволит ускорить срок подготовки заказов и улучшить качество их исполнения, а также защитить рынки от контрафактной продукции.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В заключительной части конференции слово для выступлений, как и предполагала программа, было передано почетным гостям - представителям предприятий и научных организаций, сотрудничающих с Минским тракторным заводом, а также субъектов ТПС за рубежом. Речь шла о дальнейших перспективах «Беларуса-3023» с электромеханической трансмиссией, созданного МТЗ совместно с ООО «Русэлпром», о современных тенденциях в тракторной гидравлике и электронике, в том числе о новых комплектующих «Bosсh Rexroth», а также о современных системах топливоподачи и сервисной диагностике дизелей.

О сотрудничестве с МТЗ в области создания конкурентоспособной тракторной техники рассказал генеральный директор объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси Сергей Поддубко. Результаты совместной с МТЗ деятельности в сфере реализации «Беларусов», а точнее - об успехах этой деятельности, сообщили генеральный директор ООО «Беларус-Агропанонка» в Сербии Драголюб Швоня и генеральный директор торгового дома «МТЗ-Ставрополь» Петр Чирва.

Подводя итоги конференции, нельзя не отметить, пожалуй, то самое главное, что неоднократно звучало из уст докладчиков и гостей в зале. Это возможность открытого диалога между производителем техники и его торговыми партнерами, обоюдное желание совместными усилиями решать возникающие проблемы и, несмотря на сложности экономической ситуации, двигаться вперед.

Тальби АБДУЛАХ, представитель фирмы «Podia», партнера МТЗ во Франции:
- Наша компания сотрудничает с Минским тракторным заводом уже несколько лет. Французский рынок очень требователен, на нем присутствуют разные производители, ужесточаются экологические требования к тракторам, и в этом направлении сегодня нам с МТЗ есть над чем поработать. Конференция - отличная возможность, чтобы реально оценить ситуацию и узнать о перспективах развития тракторов марки «Беларус», в том числе и об активизации деятельности по выводу на европейский рынок машин с двигателями, отвечающими 4-й ступени требований ЕС. Стоит отметить, что между нашей компанией и предприятием в настоящее время налажено тесное взаимодействие, это способствует слаженной работе и преодолению возникающих сложностей. Мы со своей стороны готовы обеспечить обратную связь и поучаствовать совместно с заводом в продвижении «Беларусов» во Франции.

Леонид АСТАПОВИЧ, директор компании «Беларус Трактор» в Чехии:
- Участие в конференции дало возможность услышать о новых направлениях, которые разрабатывает МТЗ, узнать, чем живет предприятие и каковы перспективы дальнейшего развития. Предметный интерес для нас представляли новые разработки. Сегодня необходимо предлагать более новую, востребованную на западном рынке технику, и эти перспективы мы имели возможность увидеть. В целом, что касается сегодняшней ситуации на мировом рынке, мы довольны итогами нашей совместной работы. По итогам 2015-го продажи «Беларусов» в Чехии выросли более чем на 10 процентов. Мы продолжаем сохранять на этом рынке свою долю. Она составляет порядка 3,5-4 процентов, и с учетом того, что в Чехии есть свой мощнейший производитель тракторов, это достойный результат. Кроме того, есть успехи и в продвижении энергонасыщенной техники МТЗ. В минувшем году мы продали три трактора модели 2022 и столько же машин модели 1523. В этом году - один «Беларус-2022». Наиболее популярными на чешском рынке пока остаются 952-й и 320-й тракторы МТЗ. При этом в настоящее время сфера деятельности расширилась. Благодаря сертификации «Беларусов» 132 и 152, которую мы провели в Чехии совместно со Сморгонским агрегатным заводом, произошел заметный подъем продаж мини-техники. Если в 2015-м было реализовано шесть упомянутых «Беларусов», то за четыре месяца 2016-го - уже 12.

Рареш КЫНДЗЯ, представитель компании «IRUM» в Румынии:
- На базе нашей компании создано сборочное производство «Беларусов». В настоящее время техника МТЗ востребована на румынском рынке сбыта и продолжает набирать популярность. Ваши тракторы заслужили положительные отзывы наших потребителей сельхозтехники, и мы готовы к активизации дальнейшего сотрудничества.

Я очень благодарен МТЗ за приглашение на конференцию, за возможность увидеть новые модели «Беларусов», получить представление о перспективных разработках, а также за активное и продуктивное сотрудничество, за готовность к диалогу и решению совместных задач.

Драголюб ШВОНЯ, директор «Беларус-Агропанонка» в Сербии:
- Для меня было большой честью выступать перед участниками конференции, и я благодарен за это МТЗ. Наше сотрудничество началось 20 лет назад. Тогда я впервые приехал в Беларусь и сразу ощутил очень теплый прием, в том числе и со стороны производителя «Беларусов». За это время в Сербии продано порядка 18 тысяч тракторов МТЗ. В 1998 году «Агропанонка» стала официальным представителем завода, а в 2008-м была создана совместная компания «Беларус-Агропанонка», что послужило еще более тесному сотрудничеству. Организация в 2010-м сборочного производства тракторов МТЗ в Нови-Саде стала знаковым событием и позволила еще дальше продвинуться в совместной деятельности. Сегодня у нас нет нерешенных вопросов, и есть уверенность в том, что со стороны МТЗ всегда можно рассчитывать на помощь и поддержку.

Петр МИТРОНОВ, главный механик ОАО «Шереметьево-Карго»:
- Наша компания сегодня является самым крупным грузовым терминалом Российской Федерации. При обслуживании воздушных судов в аэропорту Шереметьево мы с успехом используем тракторы «Беларус». Это надежные машины, простые в эксплуатации, недорогие. Есть единственный так называемый минус - требования аэропортов к габаритам техники. «Беларусы» по этим меркам слишком большие. При этом трактор 82-й модели, к примеру, может буксировать грузы весом до 40 тонн, чего не может ни один аналог, предназначенный для работы в воздушных портах. Мы работаем с МТЗ с 1992 года. Сегодня в нашем парке 78 «Беларусов». В настоящее время ведем переговоры с МТЗ об уменьшении габаритов тракторов. Буквально недавно нам удалось решить этот вопрос с конструкторами, и нам был поставлен «Беларус-952», который специально изготовлен в «меньшем росте». Хотелось бы развивать сотрудничество в этом направлении и дальше.

МТЗ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Каждый десятый колёсный трактор в мире сделан в Белоруссии

На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает генеральный директор ПО «МТЗ» - генеральный директор РУП «МТЗ» Александр Пуховой

- Александр Алексеевич, сразу после 20 марта 2002 года, когда Указом Президента Республики Беларусь вы были назначены генеральным директором ПО «МТЗ», вы заявили, что Минский тракторный завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Более чем смелое заявление, ведь к тому времени на складах завода накопилось свыше 3,2 тысячи нереализованных тракторов - больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли свыше 90 % от объемов реализации. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли, а в последние годы в мире каждый десятый выпускаемый колесный трактор - белорусский. Минский тракторный завод в условиях все более жесткой конкуренции не просто не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта.
Каким образом возглавленному вами коллективу удалось совершить такое чудо?

- Никакого чуда не было - была напряженная работа. Прежде всего, мы сразу определили основные приоритеты и выработали программу на 2002–2010 годы по выходу завода из кризисной ситуации. Ориентируясь на мировые тенденции в тракторостроении, мы поставили целью наращивать долю производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов, не собираясь при этом снимать с производства старые, но проверенные модели, если на них будет спрос. Перед маркетингом была поставлена задача научиться продавать свою продукцию, выстраивая четкую схему продвижения товара на внешних рынках и ликвидируя лишние звенья посреднических услуг. В итоге уже в ближайшее время наметилась устойчивая тенденция к снижению запасов готовой продукции на складах, заметно снизился процент бартерных сделок.

Подписывая указ о мерах поддержки МТЗ, призванный дать предприятию «второе дыхание», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «сельскохозяйственное машиностроение - это один из государственных приоритетов, который способствует обеспечению продовольственной, а значит, и государственной безопасности». Поддерживая своё крупнейшее предприятие, руководство республики ориентировалось не только на финансовую помощь, выражавшуюся в реструктуризации задолженностей завода. Во главу угла сразу, изначально была поставлена необходимость сделать самое крупное производство Беларуси эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий.

В результате уже в 2004 году мы на два года опережали прогнозы своей же антикризисной программы, а в декабре следующего года Глава белорусского государства поздравил коллектив работников ПО «Минский тракторный завод» с настоящей трудовой победой - выпуском в 2005 году сорокатысячного трактора «Беларус» и отметил, что продукция производственного объединения по праву пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, и это результат высокого профессионализма, ответственного, творческого, инициативного труда всего коллектива.

Последние два года объем товарной продукции МТЗ превышает миллиард долларов США. С конвейера завода ежесуточно сходит около 250 тракторов, одновременно находится на сборке более 60 моделей и модификаций машин.

Производственное объединение «Минский тракторный завод» сегодня - это промышленный гигант, который включает в себя одиннадцать предприятий республики. На головном заводе работает более 24 тысяч человек, по сравнению с 18 тысячами в 2002 году, при этом выработка на одного работающего по сравнению с тем периодом практически удвоилась. МТЗ является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, сохранившим свой производственный потенциал. Удельный вес тракторов «Беларус» в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2007 году составил 87 %.

Согласно нашим планам, кардинальная модернизация производства на 2005–2011 годы предусматривает объем инвестиций на уровне 680 млн. долларов, из них только 70 млн. - заемных. При этом мы отказались от точечной реконструкции: серьезный эффект может дать лишь полное обновление технологии. В прошлом году мы заключили контракт на 65 млн. евро на поставку комплекта оборудования для выпуска валов и шестерен - оснащенное им производство будет по всем показателям не хуже, чем, скажем, на «Джон Дир».

Минский тракторный завод всерьез намерен конкурировать и даже бороться за лидерство с ведущими мировыми производителями тракторной техники?
- Огромный производственный и экспортный потенциал позволяет предприятию на равных конкурировать со всеми известными грандами мирового тракторостроения - АГКО, «Джон Дир», «Клаас», «Нью Холланд». Скептики могут воспринимать это с улыбкой, тем не менее, мы успешно догоняем «Джон Дир» не только по объемам продаж, но и по техническому уровню машин. Уже сегодня есть модели трактора «Беларус», цены на которые практически равны аналогам «Джон Дир», хотя, если брать в среднем по линейке энергонасыщенных тракторов, наши цены пока на 10–15 % ниже.

Если говорить о конструктивной составляющей, то одним из наиболее перспективных направлений в мировом тракторостроении стал переход на бесступенчатые трансмиссии. Здесь пока лидирует «Джон Дир», но уже в ближайшее время мы намерены представить модель трактора, которая может стать неприятным сюрпризом для наших конкурентов. Не буду пока говорить о деталях, скажу одно: в своей разработке мы полностью ушли как от механики, так и от гидравлики.

Особое значение в новых разработках принадлежит научному обеспечению. Вместе с Национальной академией наук Беларуси МТЗ реализует Государственную программу «Белавтотракторостроение». На предприятии работают четыре кафедры университетов, где готовят молодых специалистов.

Что ж, перспективы заманчивые. А какую продукцию мирового уровня МТЗ может предложить покупателю уже сегодня?
- В производственной программе ПО «МТЗ» - мотоблоки, малогабаритные тракторы мощностью до 60 л. с. для обеспечения механизации работ в малых и индивидуальных хозяйствах, универсально-пропашные тракторы и тракторы специального назначения мощностью 60–130 л. с., тракторы общего назначения высокой мощности от 150 до 300 л. с., лесные, коммунальные машины, погрузчики.

Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.

Пользуются устойчивым спросом модели тракторов мощностью 80 л. с. «Беларус-80.1 / 82.1», сотни тысяч их разошлось по всему миру. Они модернизированы с установкой переднего ведущего моста повышенной несущей способности, гидрообъемного рулевого управления, обновлен их дизайн с применением стеклопластиковых капота, крыльев и крыши кабины.
Для стран Африки и Юго-Восточной Азии предлагается конструкция упрощенного и удешевленного трактора мощностью 50–90 л. с. На европейском рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления. Все это обусловило разработку и внедрение в производство в кратчайшие сроки тракторов нового поколения «Беларус-923 / 922 / 1222». Наращивается и производство трактора-труженика «Беларус-1221» мощностью 130 л. с. Эта модель заслужила популярность благодаря своей мощности и простоте. По экономичности при выполнении сельхозработ она не имеет аналогов в своем классе.

Наши главные приоритеты на сегодня в разработке и производстве колесных тракторов - производ­ство продукции повышенного технического уровня с обновленным интерьером и внешней облицовкой, с мощностью двигателя 65–105 л. с. Еще одна важная задача - установка на тракторы двигателей, соответствующих экологическим требованиям TIER-2 и TIER-3А.
Уже сертифицированы тракторы «Беларус» с двигателями, соответствующими требованиям TIER-3A
мощностью свыше 130 л. с., - «Беларус-1221.4 / 1222.4 / 1523.4 / 2022.4», и тракторы мощностью 30 л. с. - «Беларус-320.3», а в июне нынешнего года планируется сертифицировать тракторы в мощностном диапазоне 80–105 л. с., соответствующие требованиям TIER-3A.

Насколько уверенно удерживает МТЗ свой самый емкий рынок - российский? Нет ли в перспективе опасности, что на рынке России «Беларуса» могут потеснить импортные, в том числе подержанные, тракторы?
- Сегодня поставки нашей продукции осуществляются по трем основным направлениям: в Российскую Федерацию, в другие страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. Для Минского тракторного завода Российская Федерация была и остается главным стратегическим партнером. Удельный вес России в экспорте тракторов МТЗ за 2007 год составил порядка 38 % при увеличении объема поставок по сравнению с прошлым годом более чем на 30 %.

Для стабилизации рынка, увеличения объемов реализации и продвижения продукции предприятия в Москве открыто и работает Представительство Минского тракторного завода в Российской Федерации. В России в каждом федеральном округе созданы Торговые дома - совместные предприятия с контрольными долями уставного капитала, принадлежащими МТЗ, и сегодня поставка его продукции на российский рынок производится исключительно через них. Каждый Торговый дом, реализующий тракторы, обеспечивает их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилерская сеть Торговых домов в Российской Федерации насчитывает около ста организаций практически во всех регионах.

На территории России функционируют два сборочных производства - ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).
Чтобы выработать единый механизм обеспечения запасными частями российских потребителей, Минский тракторный завод создал в Подмосковье ЗАО «ЦАСК МТЗ-Запчасть-Сервис» по поставкам запасных частей в Российскую Федерацию.

Что касается перспектив, то, согласно нашим аналитическим исследованиям, рынок России характеризуется положительной динамикой таких показателей, как «производство», «емкость», и в то же время - отрицательной динамикой по показателю «парк». Если в 1990 году парк тракторов в России составлял более миллиона штук, то сегодня - полмиллиона, притом что срок службы двух третей парка составляет более 20 лет при норме 10 лет. Обеспеченность посевных работ исправными тракторами составляет 5–6 машин на 1000 га пашни - это 65 % от нормы. Представьте, какими темпами нам необходимо наращивать производство, чтобы удовлетворить потребности только российского рынка. А в Украине и в других странах СНГ ситуация еще хуже. И мы никому не собираемся уступать эти рынки. Кстати, все западные производители реализовали за прошлый год в России порядка 1,5 тысячи тракторов (включая подержанные), мы - более 16 тысяч.

Минские тракторы производятся при участии российских смежников. Расскажите, пожалуйста, как и насколько эффективно сотрудничаете с российскими коллегами?
- Доля российской продукции в составе серийных тракторов «Беларус» составляет около 10 %. С российскими заводами РУП «МТЗ» связывают давние партнерские отношения. Начавшийся в последние годы общий подъем российской промышленности позволяет нам плодотворно сотрудничать как экономически, так и технически.

Основными российскими поставщиками РУП «МТЗ» являются оренбургское ОАО «Радиатор» (годовой объем 258,1 млн. российских рублей), елецкое ОАО «Елецгидроагрегат» (101,9 млн.), волгоградский ВЗТДиН (88,8 млн.).

Тесно сотрудничаем по кооперации, получая высокотехнологичные сборочные узлы для наших тракторов, с Елабужским автомобильным заводом и СААЗ АМО ЗИЛ в Смоленске. В 2007 году объем поставок комплектующих с этими предприятиями составил более 290 млн. российских рублей, а в 2008 году мы планируем довести его до 1,2 млрд. российских рублей.

Видимо, нелегко руководить более чем двадцатитысячным коллективом. Притом что на любом производстве человеческий фактор был и остается главным. Каковы основные критерии вашей кадровой политики? И насколько престижно и денежно работать на Минском тракторном заводе?
- Учитывая современную реальность нашего предприятия - постоянное наращивание объемов производства, освоение и выпуск нового модельного ряда машин, совершенствование технологических процессов производства, высокие темпы компьютеризации - вопрос подготовки, сохранения высококвалифицированных работников и привлечение молодых кадров является не просто основой кадровой политики на РУП «МТЗ», это одна из главнейших составляющих всей нашей работы.
Только на головном предприятии сегодня работает порядка 24,6 тысячи человек, из них более 19 тысяч - рабочие, около 5,5 тысячи - служащие (из них, в свою очередь, 2 тысячи руководителей всех уровней). На РУП «МТЗ» высшее образование имеют 15,7 % от общего числа работающих, среднее специальное - 19,8 %, среднее и профессионально-техническое - 58,6 %. На заводе работают 10 кандидатов и 2 доктора наук.

На предприятии постоянно проводится обновление кадров, замена работников пенсионного возраста молодыми кадрами с более высоким уровнем квалификации. За счет приема молодых рабочих и специалистов число молодежи в возрасте 16–30 лет только в истекшем 2007 году увеличилось на 6,2 %, а средний возраст тракторозаводцев составил 38,7 года (в 2000 году - 44,5 года).

Каков, образно говоря, наш «социальный пакет» по закреплению высококвалифицированных кадров? Это, прежде всего, подбор рабочих, специалистов, руководителей и других служащих с учетом их профессиональных качеств методом профессионального тестирования, рациональное использование кадров и достойная мотивация их труда, моральное и материальное стимулирование кадров и четкая система их карьерного роста и, конечно, постоянное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Успешная и стабильная работа позволила МТЗ выйти на ведущее место по оплате труда среди промышленных предприятий Беларуси. Сегодня на минском рынке труда считается престижным получить работу на МТЗ, так что у нас есть реальная возможность отбора лучших рабочих и специалистов.

- Для многих крупных предприятий, завоевавших нелегким трудом высокий авторитет своей продукции, достаточно болезненна проблема контрафакта, когда мелкие, не обладающие необходимой производственной базой фирмы «штампуют» заведомо некачественные запчасти и без зазрения совести ставят на них известную марку. А в итоге предприятие не только терпит убытки - у потребителей совершенно незаслуженно падает авторитет его товарной марки.
Насколько актуальна такая проблема для МТЗ, насколько быстро можно обнаружить подмену оригинальных запчастей контрафактными, и как руководство завода намерено бороться с этой напастью?

- Действительно, проблема такая есть. Между тем распознать контрафакт, причем практически сразу, нашим специалистам, как и торговым представителям, не составит большого труда. На РУП «МТЗ» разработана и действует инструкция «Маркировка деталей и сборочных единиц тракторов «Беларус» - по маркировке деталей и узлов комбинацией цифр, выполненных спецшрифтом и на спецоборудовании собственного изготовления. Информация по маркировке заносится в заводскую базу, а номера всех крупных узлов и наиболее ценных покупных комплектующих вносятся в паспорт сборки трактора, что позволяет прямо на месте безошибочно установить факт подмены. К примеру, в МЦ-5 изготавливаются валы для ПВМ (передний ведущий мост), которые пользуются повышенным спросом. Когда возникли проблемы с качеством данной продукции, выяснилось, что изделия были изготовлены не на РУП «МТЗ», - это показала спецмаркировка. Аналогично обстоит дело и с другими деталями и узлами.

Конечно, оставлять без реагирования любой подобный факт руководство завода не собирается. И все-таки наиболее результативное противодействие этому видится, с одной стороны, в своевременном насыщении рынка оригинальными запчастями, а с другой - в профилактической работе, проводимой нашей службой маркетинга и нашими торговыми представителями. Покупателю можно доходчиво объяснить, что, приобретая контрафактную деталь и, допустим, где-то выигрывая по цене и по времени, он теряет намного больше, ведь некачественная запчасть ускоряет износ всего трактора. То есть здесь для потребителя гоняться за дешевизной - в итоге будет себе дороже.

Александр Алексеевич, насколько амбициозны, в хорошем смысле, ближайшие планы Минского тракторного завода? Иначе говоря, каким образом намерены производить лучше и продавать больше?
- Несмотря на усиление конкуренции, ПО «Минский тракторный завод» в качестве своих приоритетных задач на 2008 год определил дальнейшее увеличение доли тракторов «Беларус» в продажах на мировом рынке и совершенствование товаропроводящей сети. При этом главным направлением нашего экспорта остается Россия.
Мы намерены выпустить в 2008 году порядка 66 тысяч тракторов и машин, в том числе на экспорт - более 59 тысяч штук, или 89,5 % от общего количества. Изменится в 2008 году по сравнению с 2007 годом и структура поставляемых тракторов и машин - в сторону увеличения доли энергона­сыщенных тракторов (серии 1200, 1500, 2000, 3000, их планируется произвести более 9 тысяч), тракторов, соответствующих экологическим стандартам Евро-3А, а также новых моделей и тракторов, производимых с использованием новых технологий.

Необходимо больше использовать возможности сборочного производства тракторов «Беларус» за рубежом, увеличивать поставки тракторокомплектов в страны СНГ и дальнего зарубежья. В странах, где существует собственная товаропроводящая сеть ПО «МТЗ», особенно актуально, наряду с увеличением продаж, совершенствование гарантийного и послегарантийного обслуживания реализованной техники - аттестация технических центров, занимающихся реализацией и сервисным обслуживанием тракторов «Беларус», и создание на их базе фирменной сервисной сети.

Но главным залогом новых достижений, безусловно, должно стать качество наших тракторов, их соответствие самым высоким мировым требованиям. МТЗ не может отставать ни на день в развитии новейших производственных технологий.

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.

Дата основания и основатель МТЗ:
29 мая 1946 г. для растущих потребностей сельского хозяйства в тракторах создается Минский тракторный завод (МТЗ), первой продукцией которого был трактор КД-35.


В 1949 г. главным конструктором Минского тракторного завода назначается Дронг Иван Иосифович .

И.Й. Дронг - выдающийся организатор тракторостроения, который 23 года проработал на Минском тракторном заводе, в том числе 7 лет - генеральным директором.

История и развитие МТЗ:

1946 - возводятся поселок мотовелозавода, поселок тракторного завода.
1953 - началось производство тракторов МТЗ-2.
1966 - за внедрение передовой технологии предприятие награждено Орденом Ленина.
1971 - за большие успехи в производстве тракторов и создании высокопроизводительных конструкций предприятие награждено Орденом Октябрьской революции.
1972 - с конвейера сходит миллионный трактор.
1975 - создается производственное объединение Минский тракторный завод.
1984 - начало производства стосильного трактора (МТЗ-102).
1995 - с конвейера сходит трехмиллионный трактор.


2000 - спроектирован и создан гусеничный трактор (Беларус-1802).
2003 - изготовлены опытные образцы трактора Беларус МТЗ-2822 (280 л.с.), создан ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» в г. Елабуга.
2006 - за особые достижения в хозяйственном развитии предприятию присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь.
2008 - открыто сборочное производство в г. Бишкеке.
2009 - состоялась презентация модели трактора «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией. Трактор «Беларус-3023» на крупнейшей сельскохозяйственном показе в Европе «AGRITECHNICA-2009» завоевал серебряную медаль.
2010 - открыто сборочное производство «Беларус-3022 ДЦ.1» в г. Татарстане
начат выпуск лесных машин МЛПТ 354 М1, открыта сборочная линия «Белорусов» в г. Регин, Румыния.
2011 - разработана конструкция колесного трактора общего назначения тягового класса 4 мощностью 212 л.с. «Беларус-2422».
2014, январь - преобразование РУП «МТЗ» в Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод».
2014, сентябрь - создание «МТЗ-ХОЛДИНГ».


За более чем шестидесятилетнюю историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает более 22 000 человек.

На сегодняшний день Belarus 3522.5, на который установлен 6-цилиндровый двигатель объемом 7,2 литра и мощностью 355 л. с., - самая мощная модель, выпускаемая на МТЗ. Одно колесо этого полноприводного трактора весит более 700 кг.


В настоящее время ОАО «Минский тракторный завод» ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств и имеет сборочные производства в различных уголках планеты.

Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод» (ОАО «МТЗ») входит в восьмёрку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире (около 8-10 % от мирового рынка колёсных тракторов).

15.05.2015 - 20:20

Новости Беларуси. Президент требует от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта. Об этом Александр Лукашенко заявил 15 мая во время посещения Минского тракторного завода. Главе государства доложили о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Более 20 лет за работой. Свой завод иначе как родным Александр Жаврид не называет. Буквально на глазах мастера цеха по сборке тракторов собираться начали маломощные машины, а теперь уже и те модели, которые разработчики называют «эксклюзивными». Говорит, собирать такую продукцию помогают и модернизированные линии. И, конечно, грамотные специалисты. Именно в этом секрет конкурентоспособной продукции.

Анастасия Иванникова, СТВ:
Каждый десятый трактор в мире – из Беларуси. Сегодня МТЗ без преувеличения – лицо страны. За почти 70 лет существования продукция завода продукция предприятия была поставлена в 125 стран мира.

МТЗ производит тракторы мощностью от 20 лошадиных сил. В нынешнем году в массовое производство выпустили современного «Беларуса». Заменит он два трактора на 200 лошадиных сил. Такая «премьера» отправлена будет в Юго-Восточную Азию. И не только она.

Андрей Стасилевич, главный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»:
Мы работаем над новой линейкой тракторов для Африки, Юго-Восточной Азии. На тракторах мощностью до 200 лошадиных сил практически всё отечественное. А вот 300-350 и выше – двигатель пока импортный.

Сейчас на предприятии есть проблемы. Несколько упали поставки на основные рынки. «Слабые места» есть и у других гигантов машиностроения. Тем не менее, государство делает всё, чтобы производства сохранились, созданы были приемлемые условия работы. Это под постоянным контролем.

Ещё в конце апреля Александр Лукашенко анонсировал свой визит на крупные промышленные предприятия.

В должности гендиректора Фёдор Домотенко с августа прошлого года. Предприятие старается развивать, увеличивать экономические показатели. Ведь среди главных задач - объёмы, рентабельность и эффективность.

Особое внимание - заработным платам. Этот вопрос всегда актуален. Александр Лукашенко отмечает: надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года. При этом государство со своей стороны гарантирует - контроль над ценообразованием сохранится.


Главная сейчас задача по стране, для всех, до выборов – мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом. Я уже это говорил. И нагонять зарплату, чтобы потом подавиться, после выборов, чтобы люди нас долбали. Нам надо сохранить тот уровень, который нам достался с прошлого года. Сохранить уровень. По ценообразованию мы тут проконтролируем, цены все зависят практически от нас. Мы видим, где падают цены, где чуть-чуть поднимаются. Если растут цены на импорт, господь с ними. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли. Мы это контролируем, мы видим, помогаем предприятиям. Где-то да, действительно, цены должны быть подвинуты. Они двигаются. Но главное – удержать заработную плату на уровне прошлого года. Будешь в хорошем плюсе – доплати, но людям надо объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году эти планы реализовать.

По результатам прошлого года продукция предприятия была поставлена почти в 60 стран мира. Более 40% техники экспортировано в Россию, около четверти - в страны дальнего зарубежья, чуть меньше - в СНГ, 9% поставлено было на внутренний рынок. По прогнозам руководства завода, к 2020 году карта экспорта несколько изменится в процентном соотношении. Тем не менее, президент отмечает: к продаже продукции за пределы страны походить нужно по-экономически выверено.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне же правительство Кобякова подкидывает вопрос: Александр Григорьевич, разрешите за пределы страны реализовать ниже себестоимости. Слушайте, реализуйте, если вы такие смелые. А потом, если директора видят, что надо ниже стоимости продать, то давайте продадим внутри страны. Потому что, продав за пределы страны, трудно потом проконтролировать. И, самое главное, - у нас сегодня проблема с качеством. Есть проблемы. И проколы есть. И по МТЗ, но тут меньше, по МАЗу, по другим предприятиям. Если даже мы этот трактор отдали внутри, и там что-то случиться, так мы его обслужим мгновенно.

В большинстве случаев промышленные предприятия ориентированы на Россию. Найти новые рынки – дело непростое и небыстрое.

Федор Домотенко, генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод»:
Недавно мы провели переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, получили официальное приглашение. В Пакистане мы создаем сборочное производство. Подписаны контракты. Работа там идет успешно.

Мало кто помнит, что к выпуску известных во всём мире тракторов, завод шел поэтапно. В итоге теперь белорусская техника может работать в самых разных условиях. Конечно, конкуренция есть. Взять, к примеру, знаменитые немецкие аналоги. Обогнать конкурентов помочь может и постепенная модернизация, и новые подходы. Для начала – в дизайне.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Внешне посмотришь – красиво, а внутри эти детали надо как-то смотреть. Обшивка нежнее чтобы уже, ближе к иностранцам. Но это уже на порядок выше.

Минский тракторный завод стал в 1994 году одним из первых предприятий, где побывал Александр Лукашенко после избрания президентом. Тогда, в середине 90-х, высказывались настойчивые предложения о закрытии промышленных гигантов Беларуси. Ставку предлагали делать на небольшие мобильные производства. Наша страна пошла другим путем, и, как показала практика, решение было правильным. И сегодня отечественная техника может полностью заменить импортные аналоги.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне говорят: «Качество, качество». Да, за это будем спрашивать, но надо понимать, что у нас этого не было. Мы за последние годы это все создали и создавали под жестоким давлением: «Давай, давай». Естественно, надо годы для того, чтобы довести технику. Так же? Поэтому если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммуналки – зачем? Завод рядом. Вышел из строя какой-то узел – так он мгновенно подъедет и отремонтирует его. Я постоянно предупреждаю правительство: мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны, не должны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля.
В ближайшее время (надо наметить, я уже вчера говорил) мы проведем специальное совещание у президента, где правительство доложит. Посмотрим за девять месяцев, допустим, как выполнено, что ввезли по импорту, почему ввезли и что правительство предприняло в этом году, чтобы защитить собственного товаропроизводителя, как это делается во всем мире.

Кстати, в настоящее время у МТЗ появилась возможность сотрудничать с китайскими партнерами. На днях завершился визит в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина. Интерес Поднебесной к продукции Синеокой есть.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Это наш друг. И он прямо там, что очень редко бывает во время визита, собирал своих людей, давал им конкретные указания. Цель была одна: белорусам надо подставить плечо, им надо помочь, потому что они нас никогда не подводили. Губернаторы напрямую договорились с губерниями. 50% ВВП стран – а это же громадное ВВП! – дают эти восемь провинций. Мы для них капля в море. Нам одной провинции бы хватило. Он восемь привез. Надо сейчас это развивать.